Болельщики надеются, что клуб «Бинокор» вернет популярность этому зимнему виду спорта, несмотря на то, что их страна нечасто ассоциируется с холодами.
В Ташкенте 8 часов утра, и на хоккейной площадке мало что можно услышать из-за криков, звука скребущих лед коньков, ударов по шайбе и судейского свиста. Так проходит тренировка в «Бинокоре» – хоккейном клубе со сложным прошлым и, как надеются болельщики, полным надежд будущим.
Появление клуба в 1971 году стало сенсацией. Ташкент стал самым южным городом на планете со своей собственной хоккейной командой. Семнадцать лет спустя клуб закрыли.
Но совсем недавно – в 2012 – его вернули к жизни. Управление надеется, что «Бинокор» вернет популярность этому зимнему виду спорта, несмотря на то, что Узбекистан нечасто ассоциируется с холодами.
Наверное, самый громкий голос, разносящийся над хоккейной площадкой, принадлежит тренеру команды – Алишеру Азимову. Азимов один из всего нескольких узбекистанцев, которые зарабатывают на жизнь игрой в хоккей. Именно благодаря ему у этого вида спорта появился второй шанс на жизнь в Узбекистане.
«Когда я отслужил в советской армии и вернулся в Ташкент в 1989 году, «Бинокора» уже не существовало. И моя мечта стать хоккеистом перестала существовать вместе с ним. Я был подавлен и шокирован. Наш величественный ледовый дворец стоял в запустении. Я возвращался туда вновь и вновь в надежде услышать хорошие новости о своей команде», – рассказывает Eurasianet.org Азимов.
Директор «Бинокора» Абдумаджил Насиров встал на коньки в девять лет. Он все детство оттачивал мастерство в «Бинокоре», но ему тоже так и довелось сыграть за клуб.
«За год до начала службы в армии я уже тренировался в первой группе, – говорит Насиров. – Через два года, когда я вернулся из армии, никакого «Бинокора» уже не было».
Существует устоявшееся понимание, согласно которому в Советском Союзе спорт использовался в качестве политического инструмента – для демонстрации превосходства социалистической системы над капиталистической.
Но за кулисами между республиками Союза кипела не менее серьезная борьба. В частности, команды из Казахстана и Узбекистана боролись за первенство среди центральноазиатских республик.
Так, например, в футболе, у столицы Казахской ССР Алма-Аты в 1954 году появился собственный клуб – «Кайрат». Ташкенсткий «Пахтакор» был основан двумя годами позже, в 1956-м.
Похожая история случилась и с хоккеем, одним из наиболее любимых в СССР видов спорта. Первый турнир в регионе прошел в Казахстане в январе 1956 года. Но Шараф Рашидов, первый секретарь Коммунистической партии Узбекистана, не мог позволить казахам забрать себе всю славу, поэтому приказал начать строительство ледового дворца, который должен был стать лучшим в Центральной Азии.
В 1970 ледовый дворец открыл свои двери для посетителей. Так как открытие произошло в столетний юбилей со дня рождения Владимира Ленина, дворец так и назвали – «Юбилейный».
На церемонию открытия приехали ведущие команды, такие как ЦСКА и «Спартак». До этого дня большинство узбекистанцев видели хоккеистов только по телевизору.
Ташкентская хоккейная команда «Спартак» была сформирована в 1971 году, а в 1973-м ее переименовали в «Бинокор», что переводится с узбекского как «строитель». «Юбилейный» стал домашней ареной команды.
Узбекистанцев-хоккеистов было мало. Костяк команды состоял из игроков из других советских республик. Но по мере того, как нарастал интерес к игре, сотни местных мальчишек начали тренироваться в системе клуба. И, тем не менее, было тяжело.
«Если честно, русские тренеры предпочитали выпускать на лед своих парней, приехавших. Мы, конечно, возмущались. Тоже хотели играть!», – рассказывает заслуженный хоккеист Сабир Алиходжаев.
Тренер заметил Алиходжаева, когда тому было всего девять лет. Он отыграл за «Бинокор» два сезона.
Смерть Рашидова, правившего Узбекистаном дольше всего в советское время, стала началом конца для хоккея в республике. Потеряв своего главного покровителя, следующие пять лет «Бинокор» просто доживал.
«Юбилейный» ждала еще более неприглядная участь. В первые годы независимости Узбекистана главную секцию дворца превратили в выставочный зал, а тренировочная площадка стала вещевым рынком. Десятки талантливых хоккеистов повесили коньки на гвоздь и забыли об амбициях.
В начале 2010-х группа хоккейных энтузиастов решила возродить не только «Бинокор», но и сам спорт.
«Я 20 лет жил без хоккея. В 2008-м я переехал в ОАЭ на работу. Я был очень удивлен тем, что даже в этой жаркой стране есть хоккей. Играл с ветеранами, потом в первой лиге, ну и уже в профессиональной Хоккейной лиге ОАЭ», – сказал главный тренер «Бинокора» Азимов.
Большую часть игроков лиги ОАЭ составляют спортсмены из Европы и Канады. Проведя два года в профессиональном хоккее, Азимов думал, что, наконец, достиг своей мечты.
Но это было только началом.
Азимов вернулся в Узбекистан, как только услышал о том, что в Ташкенте откроется новая ледовая арена.
Уже через пять лет, в марте 2018, в стране появилась Национальная хоккейная федерация. Помимо взрослой команды у «Бинокора» есть несколько молодежных, разделенных по возрастным группам.
«Наличие национальной лиги – базовое требование для вступления в Международную хоккейную федерацию, – сказал директор «Бинокора» Насиров. – Но для этого нам нужна соответствующая инфраструктура – ледовые дворцы, тренировочные базы и другие вещи. Сейчас четыре ташкентских клуба играют на площадке в парке».
Эта площадка всего 50 на 25 метров – гораздо ниже требований, предъявляемых МХФ. По стандартам федерации, площадь должна составлять не менее 61 на 31 метр.
К счастью, у хоккея в Узбекистане теперь есть другой могущественный покровитель – президент Шавкат Мирзиёев. В 2017 он дал указ начать строительство большой новой арены.
Проектируемая «Хумо Арена» сможет вмещать до 12 тысяч болельщиков, а еще одна небольшая площадка вместит до 300 зрителей. Похожие проекты запланированы и в других городах, включая Самарканд, Андижан и Карши. Работы планируют завершить до конца 2018.
Но главным препятствием на пути развития узбекистанского хоккея является стоимость экипировки, которая может стоить родителям до $500. Хоккейная федерация помогает молодым игрокам, покрывая расходы на поездки на международные соревнования.
Российский журналист Олег Дмитриев, регулярно комментирующий хоккей в своей стране, верит в то, что у Узбекистана есть хорошие шансы воскресить этот вид спорта.
«Будет очень интересно посмотреть на возрожденный «Бинокор». Узбекистанская команда будет играть в Континентальной хоккейной лиге, как астанинский «Барыс»», – сказал Дмитриев.
Он также заметил, что Китай может стать хорошим примером для дальнейших действий, если найдутся источники финансирования.
«Конечно, без легионеров не обойтись. За Китай играют беларусы, шведы и финны, а также канадцы китайского происхождения, – отметил он. – В Ташкенте достаточно денег».
Российский миллиардер узбекского происхождения Алишер Усманов потратил миллионы на развитие ташкентского футбольного клуба «Пахтакор». Хоккейные фанаты надеются, что найдется такой же щедрый меценат, который сможет дать их любимому спорту толчок.
Между тем в «Бинокоре» семидесятилетний Джахонгир Таджибаев с внуком Маруфом наблюдают за тренировкой. Тажибаев с теплотой вспоминает, как ходил на игры «Бинокора».
«Я всегда хотел, чтобы «Бинокор» играл в высших лигах, как получалось у «Пахтакора» в футболе, – сказал Таджибаев. – Теперь я мечтаю увидеть новый «Бинокор». Я мечтаю увидеть, как мой внук будет играть за эту команду с канадцами, американцами, россиянами и чехами».
Правила комментирования
comments powered by Disqus