Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, подписанная президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ 31 октября нынешнего года, вызвала некоторую настороженность в Казахстане. В медиа стали высказываться опасения относительно того, что активная позиция России в миграционной сфере приведет к массовому исходу русского и русскоязычного населения из Казахстана.
Отметим, что миграционная политика рассматривается в документе в качестве «вспомогательного средства» (основное – естественное воспроизводство) для решения демографических проблем Российской Федерации, обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами, а также снижения диспропорции в территориальном распределения населения.
Примечательно, что реципиентами обновленной миграционной политики Российской Федерации являются не только этнические русские, проживающие за рубежом, но и представители других национальностей, которые «способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества», а также «рассматривают Россию как страну с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей».
В Концепции предусмотрены такие меры, как снижение административных барьеров при получении гражданства, создание более комфортных условий переселения, ввоза и регистрации крупного имущества, а также помощь в трудоустройстве.
Сегодня в Казахстане наблюдается отрицательное миграционное сальдо: с начала нынешнего года количество уехавших из страны превысило количество прибывших на 19 311 человек – практически население небольшого города. За пять месяцев 2018 года Казахстан покинули 40 тыс. граждан. Однако руководство министерства труда и социальной защиты РК, органа, уполномоченного в сфере миграции, не видит в этом поводов для беспокойства. Глава ведомства Мадина АБЫЛКАСЫМОВА в своих публичных заявлениях охарактеризовала отток населения как естественный процесс.
Мы побеседовали с руководителем Центра исследований «Сандж» Жанар ДЖАНДОСОВОЙ о том, следует ли ожидать новой волны эмиграции русскоязычного населения из Казахстана:
- Как вы думаете, активность РФ в отношении привлечения миграционных потоков из ближнего зарубежья способна существенно увеличить убыль населения из Казахстана, особенно в регионах, граничащих с Россией?
- Полагаю, что определенное влияние на миграционные настроения казахстанцев российская политика в этой сфере уже имеет.
Сегодня мы наблюдаем, что Россия проявляет большую заинтересованность в выпускниках наших школ. Идет массированный набор лучших абитуриентов из Казахстана, победителей предметных Олимпиад, талантливых ребят. Это похоже на осуществляемую США программу Green Card. На первый взгляд создается впечатление, что она отбирает победителей в случайном порядке, однако на самом деле программа нацелена на отбор самых перспективных трудовых ресурсов со всего мира.
Нужно иметь в виду, что основная масса русских, проживающих в Казахстане, по-прежнему ассоциируют себя не с Казахстаном, а с Россией. И тех, кто, говоря о своей идентичности, подчеркивают, что они граждане Казахстана и казахстанцы – пожалуй, меньшинство. Недавно я участвовала в исследовательском проекте, в котором среди прочих были поставлены вопросы об идентичности русских, проживающих в Казахстане. Результаты опроса показали, что для них большое значение имеет понятие «малой родины» - их город, село, регион проживания, однако Казахстан, казахстанское гражданство еще не стали для них объединяющими ценностями. Таким образом, у этой группы населения нет якорей, держащих их в Казахстане, они готовы эмигрировать.
Еще один немаловажный фактор, стимулирующий эмиграцию, – социально-экономический. Почему отток населения происходит именно в приграничных с Россией областях? Потому что местные жители бывают в соседних российских регионах и видят, что там выше заработные платы, более развита социальная система, больше продуктового разнообразия – и это несмотря на санкции. Таким образом, люди голосуют ногами за более высокий уровень жизни и социальный стандарт.
Причем именно социально-экономический фактор является определяющим для этнических казахов, эмигрирующих из Казахстана не только в Россию, но и в страны дальнего зарубежья. Для них важны заработки, возможность самореализоваться, найти интересную и достойную работу. К сожалению, в Казахстане определяющим условием при приеме на престижную работу стали знакомства и связи.
Конечно, сказать, что у нас царит тотальное кумовство нельзя, однако объективно: для того чтобы молодому человеку даже с неплохим образованием устроиться на работу, ему обязательно нужна протекция. И эта тенденция только усиливается.
Нередки случаи, когда умные и толковые ребята-казахстанцы, закончившие, скажем, томские, новосибирские или красноярские вузы, имеющие хорошую квалификацию, возвращаясь в Казахстан, сталкиваются с тем, что они не востребованы на местном рынке труда. И они вынуждены искать работу в России.
- Мадина Абылкасымова, глава министерства труда и социальной защиты, госоргана, уполномоченного в сфере миграционной политики, публично высказала недавно мнение, что миграционной отток – это естественный процесс, которому Казахстан не должен противостоять. Как вы считаете, наша страна должна расценивать российскую политику в сфере миграции как вызов и разработать собственный альтернативный проект?
- На мой взгляд, противостоять ей можно только тем, что создавать лучшие, чем у соседей, социально-экономические условия, предоставлять больше свободы бизнесу, ввести упрощенную систему налогообложения, принять меры по дерегулированию бизнеса, улучшать систему образования и здравоохранения.
- Следует ли Казахстану реанимировать программу по репатриации этнических казахов из-за рубежа, которая была фактически заморожена после известных событий в Жанаозене в 2011 году, когда именно оралманы были «назначены» основной движущей силой социального протеста и источником нестабильности?
- Думаю, что дело не в программе оралманов и не в привлечении этнических казахов как самоцели. Мы должны системно работать над улучшением качества жизни, чтобы снизить уровень миграционных настроений.
Взять, к примеру, систему образования. В Казахстане основные усилия в сфере образования направлены на создание сети элитных школ, в частности, Назарбаев интеллектуальных школ. В то время как среднее образование в целом находится на достаточно низком уровне. Очевидно, что вместо того, чтобы поддерживать в приоритетном порядке элитное среднее образование, нужно перенести акцент на создание условий для получения одинаково высокого по своему качеству школьного образования всеми гражданами, вне зависимости от места их проживания, семейного достатка и т.д.
Вспомните хотя бы советские времена, когда любой выпускник сельской школы мог поступить в вуз – уровня его подготовки было достаточно для того, чтобы конкурировать с городскими абитуриентами. Представить это сегодня крайне сложно.
На мой взгляд, нам не надо увлекаться элитарным образованием, не надо пытаться создать из «Назарбаев университета» конкурентоспособный в глобальном масштабе образовательный хаб. Нам надо сосредоточить усилия на том, чтобы поднимать региональные университеты, колледжи, общеобразовательные школы, массовое среднее образование.
Ведь невысокое качество отечественного образования – это один из ключевых факторов, усиливающих миграционные настроения у казахстанцев в возрасте 30 лет и выше, то есть наиболее экономически активного населения. Основным движущим мотивом для эмигрантов, среди которых немало казахов, служит стремление дать своим детям качественное образование. Родители не уверены в том, что казахстанское образование предоставит их детям хорошие перспективы.
- Как бы вы оценили эффективность программы переселения из трудоизбыточных южных регионов на север страны, где наблюдается основная убыль населения?
- Что сегодня в действительности происходит с этой программы? Люди переезжают с юга на север, получают какие-то подъемные от государства, жилье и, прожив непродолжительное время (как правило, в теплое время года) на новом месте, возвращаются назад. В числе причин отъезда назад, во-первых, суровый климат, во-вторых, отсутствие работы на селе – местное население северных регионов также испытывает трудности с трудоустройством и в основном занято частным извозом и использованием некоторых «прелестей» приграничной торговли.
Поскольку возможности найти работу, встать на ноги у прибывших из южных регионов нет, они будут возвращаться назад, домой, где, несмотря на то, что работа тоже в дефиците, все-таки и климат мягче, и жизнь привычнее, а также лучше условия для ведения подсобного хозяйства.
Таким образом, миграционная политика, по сути, должна включать не только привлечение репатриантов из-за рубежа, не только программу переселения с юга на север, но и широкие меры социально-экономического характера: полное освобождение от налогов микробизнеса, дерегулирование экономики, а также повышение качества медицины и образования.
Правила комментирования
comments powered by Disqus