По данным ГКНБ Таджикистана, вдоль таджикско-афганской границы находятся более шести тысяч боевиков различных группировок.
Ситуация на границе Таджикистана с Афганистаном обостряется год от года. В ходе затяжной войны к южным рубежам СНГ выходят отряды радикального движения "Талибан" (запрещено в России) и террористической организации "Исламское государство" (ИГИЛ или ИГ, запрещена в РФ).
По последним данным, из 28 афганских административных районов, примыкающих к госгранице, 23 находятся под полным или частичным контролем боевиков и только пять целиком удерживаются национальной армией и полицией.
По данным Государственного комитета национальной безопасности республики, вдоль таджикско-афганской границы наблюдаются более шести тысяч боевиков различных группировок.
Постоянно возрастает риск проникновения вооружения и террористов на территорию Центральной Азии.
Также терроризм тесно переплетается с контрабандой наркотиков, бенефициарами которой становятся международные террористические группировки.
Непустые угрозы
Угрозы со стороны Афганистана давно перестали быть виртуальными.
Ежегодно на таджикско-афганской границе происходит несколько десятков боестолкновений между республиканскими пограничниками и афганскими контрабандистами наркотиков.
Причем последние предпочитают не скрываться, а атакуют пограничную охрану, используя в боях гранатометы и минометы.
За первые девять месяцев 2018 года зафиксировано 20 пограничных столкновений, в ходе которых убиты 11 боевиков и более 30 – арестовано. За весь прошлый год сообщалось о 31 боестолкновении и 19 убитых, среди которых минимум один боец пограничной охраны. На вооружении боевиков автоматы АК-47, винтовки М-16, а также гранаты различных моделей.
Боевики пытаются запугать пограничников и создать себе каналы для транспортировки наркотиков, фактически устанавливая свой контроль над участками госграницы. Вслед за криминальными целями могут появиться и политические.
Более тысячи граждан Таджикистана, по информации МВД республики, примкнуло к ИГИЛ и уехало в горячие точки, а какое-то количество экстремистов продолжает действовать внутри страны.
Таджикистанская защита
Однако Таджикистан и его союзники по ОДКБ за последние годы проделали большую работу по укреплению границы.
Отработаны схемы переброски подкреплений из России в случае больших прорывов через границу.
Для нужд пограничников переданы оружие, транспорт, технические средства контроля и наблюдения. Проводятся совместные операции по борьбе с наркотиками с Россией, Кыргызстаном и Афганистаном.
В результате пограничная охрана значительно улучшилась.
Местные жители свидетельствуют, что границу стало гораздо сложнее незаметно пересечь, чем 2-3 года назад.
Резко выросли объемы изъятия наркотиков, причем они, в отличие от прошлых лет, опережают темпы роста производства героина в Афганистане.
В 2017 году пограничниками было перехвачено около 1,7 тонны наркотиков (почти в два раза больше, чем годом ранее), за первые девять месяцев 2018 – 1,35 тонны. Также растет доля изъятия дорогих и наиболее опасных веществ, включая героин – его доля в изъятиях достигла 6,4% против менее 2% в 2017 году.
В этом году поток контрабанды стабилизировался, и некоторые специалисты считают, что из-за рисков на таджикистанском направлении наркоторговцы ищут другие пути. Об этом свидетельствуют случаи появления наркоторговцев из пограничья Таджикистана в Иране и Азербайджане.
Этот вывод косвенно подтверждает некоторая позитивная динамика.
В Таджикистане перестал расти объем наркотиков на внутреннем рынке, по некоторым свидетельствам "уличные цены" за последние годы выросли в несколько раз.
В России на 36% сократилось число уроженцев республики, арестованных за транспортировку и сбыт наркотиков, хотя общее число раскрытых преступлений данного класса сократилось в РФ лишь на 6%.
Вообще в РФ число наркоманов за последний год сократилось на 8%. На Урале, традиционной цели "афганского" наркотрафика, опиаты начинают сокращаться по сравнению с синтетическими наркотиками, ввозимыми с Запада.
Несомненно, свою роль здесь играет работа российской полиции, меры профилактики и рыночная конъюнктура, но и роль изменения ситуации на афганской границе – также вероятна.
До полного решения проблемы еще далеко, но как минимум речь о реальном воздействии принимаемых мер на ситуацию в сфере наркоторговли и терроризма.
Пограничные проблемы
В настоящий момент наиболее уязвимыми частями пограничной зоны являются Хатлонская область (в особенности пограничные участки Джиликульского, Кубодиенского, Хахритусского районов) и Горный Бадахшан (окрестности поселка Калаихум, запад Ишкашимского и юго-запад Роштаклинского районов).
Есть данные об активной деятельности в этих местах ОПГ, связанных с террористическим подпольем в Афганистане и государствах Центральной Азии, которые используют знание местности и коррупционный ресурс для создания устойчивых каналов переправки наркотиков, людей и оружия.
В этой связи кампания по изъятию оружия в ГБАО в октябре 2018-го и информация о конфликте между Душанбе и неформальными лидерами в Хороге выглядит попыткой навести порядок в приграничных районах и ликвидировать базу для деятельности криминально-террористических групп.
В настоящий момент в регионе развернута сеть дополнительных постов полиции, которые действуют уже несколько недель, хотя и вызывают недовольство у некоторых местных "авторитетных бизнесменов".
Наравне с полицейскими мерами необходимо совершенствование социальной политики. В ГБАО чрезвычайно высок уровень безработицы, что, собственно, и привело к формирования там сетей наркоторговли в начале 1990-х годов.
Кроме того, бедность, коррупция и отсутствие социальных лифтов – питательная среда для развития ИГ и других террористических групп, вербовки молодежи и создания криминальной инфраструктуры.
В настоящий момент в Хороге и иных населенных пунктах ГБАО при поддержке России начинают реализовываться программы по совершенствованию местного среднего образования.
В дальнейшем речь может идти об открытии в регионе новых производств, а также разрешении социальных проблем за счет управляемой трудовой миграции, с рекрутированием и частичным обучением потенциальных трудовых мигрантов еще до их отъезда из страны.
При этом важно подчеркнуть, что ликвидация социальной базы терроризма и наркоторговли не исключает военных и полицейских мер.
Более того, успешная реализация социальных программ потребует мер по изоляции "сложных" районов Таджикистана от источников нестабильности на афганской территории и ликвидации внутренних угроз.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования