Государственная налоговая служба наконец—то опубликовала декларации о доходах депутатов Жогорку Кенеша и их ближайших родственников за 2017 год. И вот что выяснилось: почти у половины парламентариев нет собственного жилья.
Зарплаты президентов
Государственная налоговая служба опубликовала декларацию о доходах и расходах президента Сооронбая Жээнбекова. В собственности у него имеется дом площадью 160 квадратных метров, три земельных участка в 50,9 га, а также трактор МТЗ—80. Ближайшие родственники главы государства в прошлом году заработали 3,7 миллиона сомов. У родственников есть квартира в 64 квадратных метра, а также два земельных участка площадью 20,6 кв. м и автомобиль Lexus—470 неизвестного года выпуска. За прошлый год на двух основных местах работы Жээнбеков заработал 890 тысяч 994 сома, или 12 тысяч 746 долларов в год. Это чуть больше тысячи долларов в месяц. Годовой доход главы государства в три раза ниже, чем оклад швейцарского президента Алена Берсе. Его доход составляет 36 тысяч 400 долларов.
Почти такая же высокая заработная плата полагается президенту США — 33 тысячи 500 долларов. Однако действующий американский президент Дональд Трамп отказался от оклада сразу после избрания на пост. Сейчас, согласно законодательству США, он получает один доллар в год.
«По закону я обязан все равно получать не меньше доллара в год, так что пусть будет доллар», — заявил он в эфире телеканала CBS.
Генерал—губернатор Новой Зеландии Пэтси Редди зарабатывает по 27 тысяч долларов в месяц. Премьер—министр Люксенбурга Ксавье Беттель — на тысячу меньше. Ирландский лидер Майкл Хиггинс получает по 23 тысячи долларов.
Президент Франции Эммануэль Макрон получает 21 тысячу 200 долларов в месяц, а канцлер Германии Ангела Меркель на 700 долларов меньше.
Лидер Южной Кореи Мун Джэин зарабатывает 13 тысяч 500 долларов. Глава Российской Федерации Владимир Путин — 11 тысяч долларов. Оклад турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана — 10 тысяч долларов.
Бедный, богатый спикеры и Бабанов
У действующего председателя парламента Дастана Джумабекова особых богатств не имеется. Он заработал в прошлом году 769,7 тысячи сомов. В декларации указано, что у торага есть квартира площадью 59,5 квадратных метров.
Машин, земли и прочей недвижимости, если верить документу, у него нет. Ничего за год не заработали и родственники Дастана Джумабекова.
Зато бывший спикер парламента Чыныбай Турсунбеков, согласно декларации о доходах 2017 года, остается одним самых богатых людей. Причем не только Жогорку Кенеша, но и всего Кыргызстана.
Согласно отчету, Чыныбай Турсунбеков в прошлом году заработал 39 миллионов 320 тысяч сомов. Его родные заработали 2 миллиона 547 тысяч сомов.
У Турсунбекова и его ближайших родственников много недвижимости. В собственности семейства числятся четыре гаража, земли сельхозназначения, 7 квартир, 4 жилых дома и незавершенные строительные объекты.
У олигарха в изгнании Омурбека Бабанова квартир и домов гораздо меньше. В этом плане на фоне Чыныбая Турсунбекова он выглядит скромнее. Из недвижимого имущества у бывшего лидера парламентской фракции «Республика—Ата Журт» и его родственников дом, квартира и придомовый участок.
Семья владеет двумя автомобилями и лошадьми, оцененными в 4,3 миллиона сомов. На банковской сберегательной книжке у него почти 2,6 миллиона. «Другие виды движимого имущества» стоят 210,4 миллиона сомов. Также есть ценные бумаги и иные имущественные права в уставном капитале хозяйствующих субъектов (на 194,5 миллиона сомов) и акции (272,8 миллиона).
По декларации расходы у Бабанова в 2017 году были больше, чем доходы: превысили 11 миллионов сомов. Кстати, на выборы кандидат Бабанов потратил больше 120 миллионов сомов.
Нардепы без крыши...
Графа о недвижимости у 48 депутатов либо пустая, либо там указаны только земли, какие—либо конструкции, производственные сооружения и дома отдыха. Своих квартир или особняков у нардепов не имеется. Они живут на квадратных метрах, принадлежащих ближайшим родственникам.
В числе бездомных аж пятнадцать депутатов фракции «Республики — Ата Журт», включая лидера Жыргалбека Турускулова. Без дома или квартиры обходятся восемь парламентариев «Кыргызстана», три депутата из «Бир Бола», по четыре нардепа от «Онугуу—Прогресса» и «Ата Мекена».
В самой многочисленной фракции — СДПК — квартирный вопрос стоит не так остро. Некоторых из социал—демократов даже можно назвать богатыми домовладельцами. К примеру, у семейства Азамата Арапаева аж шесть квартир, а семье Марата Аманкулова принадлежит двенадцать домов.
Из 36 остальных эсдэков собственного жилья нет только у тринадцати. Правда, среди них числятся и те, кого традиционно относят к самым богатым людям страны. Например, Иса Омуркулов, у которого по декларации нет в собственности жилых квадратных метров.
Также ни дома, ни квартиры нет у Жанара Акаева, который вышел из состава СДПК в 2017 году.
Как указано в декларации о доходах за 2017 год, у депутата фракции «Онугуу— Прогресс» Камчыбека Жолдошбаева из недвижимости есть только квартира площадью 39 квадратных метров.
Этот парламентарий прославился благодаря своему обостренному чувству стыда за коллег, которые ездят по столице на маршрутке. Позже журналисты одного из отечественных интернет—изданий выяснили, что стыдливый Жолдошбаев живет в доме на участке размером около 2,5 гектара, расположенном в престижном районе.
В декларации о доходах этот особняк почему—то не указан. Хотя, согласно данным департамента кадастра, он зарегистрирован на компанию «Беш—Сары», которой владеет сам депутат ЖК.
В 2017 году Камчыбек Жолдошбаев заработал 863 тысячи 615 сомов. У него есть и ОсОО «Беш—Сары» — угледобывающая компания, переданная в доверительное управление. Его близкие родственники заработали 120 тысяч сомов. Личного автомобиля, к слову, в отчете парламентария тоже нет.
В Совете безопасности ранее пояснили журналистам, что если в ходе проверки выявят расхождения в доходной и расходной частях, то материалы передадут в Генеральную прокуратуру для дачи юридической оценки.
...и земельные магнаты
В декларациях многих депутатов указано, что они или их родственники владеют землями сельхозназначения или несельскохозяйственного назначения.
В числе землевладельцев — 40 парламентариев со своей близкой родней. Фазенды некоторых народных избранников — это стандартные шесть соток к дому. Но есть и те, кто владеет настоящими земельными угодьями.
К примеру, родственники атамекеновца Садыка Шер—Нияза имеют аж 11 наделов сельскохозяйственного назначения. Площадь самого большого участка — 4 тысячи гектаров. К земельным магнатам также можно отнести семьи Исы Омуркулова, Осмонбека Артыкбаева, Исланбека Сарсеитова, Кенжебека Бокоева, Бактыбека Сыдыкова, Азизбека Турсунбаева.
Еще какие автопарки
У 62 народных избранников в декларации указаны автомобили, принадлежащие либо им лично, либо их родственникам. Проанализировав отчеты, «Вечерка» пришла к выводу, что ездить депутаты предпочитают на «Лексусах» и «Мерседесах».
Больше всего личных авто у семейств бирболовца Акылбека Жапарова и социал— демократа Марата Аманкулова. У них по восемь «железных коней». Причем у бывшего министра финансов в автопарке исключительно «Мерседесы». Шесть из них грузовые, два — легковые.
У Марата Аманкулова четыре «Мерседеса»: один грузовой, два легковых и один внедорожник. Также в отчете указаны еще четыре автомобиля. Среди них внедорожник «Ланд—Крузер» и три легковушки.
Семья атамекеновеца Сайдуллы Нышанова владеет шестью машинами. Среди них два джипа «Лексус», «Тойота Рав», «Мазда», БМВ и «Ниссан».
Оценить даже примерную стоимость этих депутатских автопарков, к сожалению, сложно, поскольку парламентарии не указывали в декларации год выпуска своих машин.
А судьи что?
Генпрокуратура внесла представление в Совет судей о привлечении ряда работников Фемиды к административной ответственности, сообщила пресс— служба надзорного органа.
Уточняется, что Генпрокуратура изучила материалы, поступившие из ГНС по предоставлению судьями недостоверных сведений в Единой налоговой декларации. Оказалось, что декларанты не указали в отчете недвижимое имущество, которое значится в единой информационной системе департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество.
«Генпрокуратурой внесены представления в дисциплинарную комиссию при Совете судей о привлечении к дисциплинарной ответственности действующих судей и рассмотрении вопроса о даче согласия на привлечение к административной ответственности судей, прекративших свои полномочия», — сообщают в Генпрокуратуре.
В ведомстве уточнили, что всего в Единой налоговой декларации не указали свои доходы 14 судей, пять из них недействующие. Генпрокуратура внесла представление на привлечение их к уголовной ответственности.
Правила комментирования
comments powered by Disqus