Наравне с недавними заявлениями о новых президентских и парламентских выборах президент Токаев принял некоторые важные меры по исправлению отношений с русскоговорящим населением страны и соседней Россией.
Во-первых, в ходе выступления перед национальным парламентом Токаев подверг критике неназванных «популистов», требующих ограничить изучение русского языка, и призвал Минпрос РК не идти у них на поводу.
Во-вторых, Токаев отправил в отставку министра информации Аскара Умарова, известного как фашиста и русофоба, который публично называл русских жителей Казахстана «навязанной диаспорой» и заявлял о территориальных претензиях к России. (Реально и прямо, а не в интерпретации пропагандистов, как было в случае депутата Никонова).
В-третьих, наконец, Казахстан приостановил экспорт оружия после публикации документов о том, что проданные за рубеж старые советские вооружения попадали на Украину. Кроме того, был отозван из Великобритании казахстанский посол Ерлан Идрисов, который был связан с этими теневыми оружейными схемами в интересах ВСУ.
Не секрет, что большинство населения Казахстана, включая этнических казахов, говорит преимущественно на русском, последовательно поддерживает углубление сотрудничества с Москвой и российскую политику на Украине.
Возникает вопрос: реально ли Токаев решил пойти навстречу чаяниям собственного народа и исправить антирусские перекосы политики?
Русский язык
В языковой политике Казахстана царит давний болезненный перекос. 77% граждан, в том числе казахов, как показывают все исследования последних лет, пользуются русским языком, читают на нем, смотрят фильмы, используют его в работе.
Однако постоянно возникают инициативы как-то ограничить русский язык, чтобы «продвинуть» казахский, который значится в конституции единственным государственным, а в реальной жизни Казахстана остается вторым.
Токаев уже не раз выступал с призывами равно уважать и изучать и русский, и казахский, но реальных результатов эти декларации не имели. Потому что власти никак не могут решиться на очевидный шаг – признать русский вторым государственным в Казахстане и забыть всю эту юридическую коллизию.
Есть сильные сомнения, что что-то изменится в этот раз. Потому что к числу критикуемых Токаевым «популистов» принадлежит сам действующий министр просвещения Асхат Аймагамбетов. Он еще в 2021 году выступал с публичным заявлением, что все казахстанские школьники должны учиться на казахском языке, хотя потом неумно пытался это отрицать. Причем, коррупционные скандалы в Минобразования давали все основания для отставки Аймагамбетова, но он все еще сохраняет свой пост, благодаря поддержке прозападного лобби в госаппарате.
Минпрос незадолго перед выступлением Токаева отказался от изучения русского языка в первом классе и пересмотрел порядок обучения, из-за чего учителя русского языка в школах – остаются без работы. Это реальная ситуация «на земле», для исправления которой пока ничего не сделано, а заявления президента начинают восприниматься на местах как информационный шум.
Между тем, антирусские призывы продолжают муссироваться и в печати. С призывом искусственно понизить спрос на изучение русского языка недавно выступил журналист Марат Токашбаев. Призвал бойкотировать русский язык в делах и переписке также Аятжан Ахметжанулы. Поэт Арман Кани требовал лишать гражданства и отправлять в лагеря тех, кто не говорит на казахском языке. Призывы ввести платное обучение в русских классах или запретить межнациональные браки казахам – вообще стали нормой в казахоязычной печати.
Заметим, КНБ активно «оформляет» дела в связи с политическими высказываниями русских активистов, но ни разу не отреагировал на откровенно провокационные русофобские высказывания в печати, разжигающие рознь.
Не покончено даже с практикой «языковых патрулей», которые чиновники АП называли «пещерным национализмом», но они продолжают действовать и выступать в сети.
До тех пор пока чиновники Казахстана не начнут уважать интересы русскоязычного большинства и пресекать выступления нацистов – ситуацию не исправят никакие заявления президента.
Фашисты во власти
Увольнение Аскара Умарова, убежденного и открытого фашиста и русофоба – само по себе хороший сигнал. Но возникает вопрос, как человек с подобной публичной позицией до сих пор находится на государственных постах (он возглавил Службу центральных коммуникаций при президенте), а не в тюрьме – за разжигание национальной розни.
Статью УК Казахстана 174 никто не отменял, но она не применяется к казахским националистам. К уголовной ответственности так и не были привлечены, например, члены группировки «Ел Тиреги», которые выступили с угрозами физической расправы в адрес российских журналистов и вызвали международный скандал.
Умаров не единственный фашист, кочующий по государственным постам. Берик Абдыгалиулы, прославившийся оправданием фашизма и участия советских граждан в боевых действиях на стороне Гитлера в Великой Отечественной войне, сейчас занимает пост губернатора Улытауской области. Хотя очевидно, что человек с такой публичной позицией не может руководить даже домуправлением, не говоря уж о целом регионе.
Подобное терпимое отношение к фашистам приводит к насаждению нацистской идеологии в общественном пространстве. В Кызыл-Орде до сих пор не снесен памятник Мустафе Шокаю, предателю, основателю гитлеровского Туркестанского легиона. Из его опубликованных писем известно, что Шокай сознательно одобрял расправы немцев над пленными этническими казахами ради удовлетворения своих политических амбиций.
Однако «комиссия по реабилитации», председателем которой является Госсекретарь Ерлан Карин, а членом Абдыгалиулы на полном серьезе обсуждала введение официального запрета называть Шокая предателем. А сам Карин, кстати, выступал в поддержку дискриминации русского языка и фактически оправдывал цели языковых патрулей.
Очевидно, что наличие фашистов и националистов в госаппарате Казахстана - системная проблема. И одной отставкой Умарова она не решается. Подобные люди должны навсегда исключаться из общественной жизни и правящей партии, а наиболее активные из них – отправляться в тюрьмы и колонии.
Без этих мер призывы президенты к межнациональному миру – пустые пожелания.
Украинский пример
Не секрет, что в Казахстане, как и других странах Центральной Азии, большинство граждан поддерживает военную операцию России на Украине. Многие казахстанцы едут добровольцами освобождать Донбасс от фашистов, чтобы фашизм на расцвел на их собственной земле, как было на Украине в 2014 г. Даже казахские дипломаты в частных беседах честно признаются в симпатиях к республикам Донбасса.
Но официальные власти Казахстана до сих занимают «неопределенную» позицию по этому вопросу, ссылаясь на страх перед американскими вторичными санкциями. Замруководителя АП Казахстана Тимур Сулейменов даже договорился до готовности «соблюдать» антироссийские санкции во время своей поездки в ЕС (чего не обещала даже прозападная Грузия).
Но сейчас нужно признать, что эта политика умиротворения Запада – провалилась. Еще в июне Казахстан получил официальное предостережение Минфина США за торговлю с Россией и Белоруссией, а также прямую угрозу введения тех самых вторичных санкций, которых ценой публичных униженных обещаний пытался избежать Сулейменов. Совершенно очевидно, что США не намерены проявлять ни малейшего уважения к суверенитету Казахстана. Они будут требовать предать союзников по ОДКБ, а также прервать торговые связи с Россией ценой обрушения собственной экономики. Вашингтону не интересно, что Россия – основной торговый партнер Казахстана, и сотни тысяч казахстанцев должны остаться без работы ради политических амбиций Байдена.
Униженные заявления Сулейменова и других казахских чиновников лишь убеждают США, что казахстанскую элиту можно принудить к любым сколь угодно невыгодным шагам, если последовательно давить и запугивать руководство республики.
Это – тупик казахстанской внешней политики, в который ее привел глава МИД Мухтар Тлеуберди. В Москве его перестали серьезно воспринимать еще в 2020-м, после многочисленных ложных заявлений, что в Казахстане, якобы, нет военно-биологических лабораторий США. Хотя эти объекты упоминаются даже в бюджетных отчет Пентагона Конгрессу.
Теперь, как мы видим, Тлеуберди добился такого же неуважения от Вашингтона, убедив американцев, что с Казахстаном можно общаться с помощью угроз и окриков.
Для Астаны больше нет смысла изображать «нейтралитет». Эта политика только подрывает уважение к республике всех остальных государств. Нужно набраться смелости и сделать хотя бы первый шаг навстречу собственному обществу.
Токаев не сможет решить накопившиеся проблемы путем отдельных точечных действий, которые не успокоят ни казахстанцев, ни партнеров Казахстана.
Попытки обеспечивать «политический баланс» путем «подкормки» националистических прозападных групп в республике провалился. Общество – не принимает их, а они сами лишь провоцируют вспышки межэтнического насилия, как это было во время Кордайской резни в 2020 году. (Да и организаторам алматинских погромов 2022-го выступила те же казахские нацисты-западники).
Эти ошибки должны уйти в прошлое. Вместе с политиками-фашистами на руководящих постах, русофобскими заголовками в казахской прессе и американскими биолабораториями в Алматы и Гвардейском.
Общество Казахстана не хочет этого, а хочет дружить и сотрудничать с Россией. И президент Токаев должен показать, что уважает эту волю. Особенно накануне новых президентских выборов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus