Руководство Туркмении признало наличие проблем в экономике. Президент республики раскритиковал работу ряда подчинённых и произвёл кадровые перестановки. Однако принимаемые властями меры, включая приватизацию госсобственности, способны лишь усугубить непростую ситуацию.
НА ПРОТЯЖЕНИИ долгого времени события в Туркмении редко попадали в заголовки зарубежных СМИ. Будучи довольно закрытой страной, где отсутствуют независимые от правительства издания, республика снабжала мир ограниченным набором официозной информации. Всё изменилось в последние месяцы. Базирующаяся за границей оппозиционная пресса стала сообщать о глубоком кризисе, характеризующемся ростом цен, дефицитом продуктов и массовыми невыплатами зарплаты. Эту волну подхватили другие издания, принявшиеся живописать крах экономики и предрекать стране массовый голод.
Оценить степень правдивости этих сведений сложно. Собственно туркменское информационное пространство традиционно проникнуто оптимизмом и никак не реагирует на подобные сообщения. Однако ряд признаков позволяет сделать вывод: определённая фактическая основа у них всё же есть. Проведённая в октябре и ноябре серия заседаний правительства сопровождалась критическими выступлениями президента Гурбангулы Бердымухамедова. В частности, глава Туркмении заявил, что «меры по созданию новых рабочих мест реализуются не в полном объёме». Также его недовольство вызвали низкие темпы дорожного строительства, недостаточная загруженность международного морского порта в городе Туркменбаши (бывший Красноводск) и в целом деятельность Государственной службы морского и речного транспорта.
Критика сопровождается отставками и выговорами чиновникам. 17 ноября стало известно о том, что президент освободил от должности министра сельского и водного хозяйства Овезмырата Энермырадова. Ему на смену пришёл Аннагельды Язмырадов, в 2008—2012 годах уже возглавлявший ведомство. Комментируя это решение, руководитель государства заявил, что реформы в агропромышленном комплексе требуют привлечения опытных специалистов.
Строгие выговоры «за допущенные недостатки в работе» объявлены председателю правления Государственного банка внешнеэкономической деятельности Рахимберды Джепбарову, главе Государственной таможенной службы Атадурды Османову, председателю госконцерна «Туркменхимия» Ныязлы Ныязлыеву, начальнику службы «Туркменховаёллары» («Туркменские воздушные пути») Доврану Сабурову и ряду других. Ранее, в сентябре, недовольство Бердымухамедова вызвала работа руководителей государственных концернов «Туркменнефть» и «Туркменгаз».
Однако, если не считать кадровых перестановок и проработок проштрафившихся чиновников на заседаниях кабмина, эффективные меры по исправлению негативных тенденций в стране не принимаются. Наоборот, последние шаги властей могут лишь ухудшить ситуацию. Среди инициированных ими реформ — масштабная приватизация. Только в ноябре на рассмотрение президента было представлено 27 объектов государственной собственности, предлагаемых к продаже. Через аукционы будут реализованы активы, находящиеся в ведении министерства энергетики, министерства торговли и внешнеэкономических связей, министерства строительства и архитектуры. «Проведение приватизации призвано содействовать дальнейшему повышению конкурентоспособности экономики, наращиванию эффективности и рентабельности промышленного производства, а также динамичному развитию частного предпринимательства», — заявил Бердымухамедов. По его мнению, частный бизнес работает «лучше и эффективнее» государственных предприятий.
Это утверждение крайне спорно. По ряду сведений, в последнее время закрылись или существенно сократили штат сразу несколько приватизированных промышленных объектов. Среди них — швейная фабрика в городе Йолетен (на снимке), чьё новое руководство уволило большинство из трёх сотен работников. Между тем в республике готовится полная приватизация системы потребительских союзов и передача в частную собственность национальной туристической зоны «Аваза» на побережье Каспийского моря.
Ещё одним способом, с помощью которого руководство Туркмении собирается решать экономические сложности, является отмена лимитов бесплатного пользования коммунальными услугами. С 1 января страна переходит на полностью коммерческую систему ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Этого, к слову, требовали зарубежные финансовые институты. Добившись от Ашхабада согласия на реформу, они стали выделять кредиты. Например, в середине ноября страна получила транш размером в 500 миллионов долларов на развитие электросетей от Азиатского банка развития.
Перекладывая проблемы на плечи населения, власти вовсе не собираются отказываться от помпезных и дорогостоящих проектов. Среди них — строительство буквально с нуля нового города, который должен стать административным центром Ахалского велаята (области). Согласно проекту, будут возведены жилые дома для почти 70 тысяч человек, вся социальная инфраструктура, а также оборудована высшая международная школа коневодства. Как заявил Бердымухамедов, новый город не должен уступать столице. Образно говоря, в республике опять решили «поставить телегу впереди лошади» и тратить миллиарды долларов, в то время как большинство граждан едва сводят концы с концами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus