Казахстан в 2018 году продемонстрировал впечатляющую плотность и интенсивность событий в гуманитарной сфере. Принятых решений и предложенных обществу программных документов хватило бы в другие времена на десятилетие.
К происшедшему можно относиться по разному, приближая или отдаляя «оптику» оценочного взгляда. В первом случае мы увидим, что гуманитарная сфера общественной жизни наполнена массой событий в культурной, научной, образовательной, художественной и т.д. областях. Причём, простое перечисление событий показывает интенсивность контактов в этих сферах прежде всего с соседями Казахстана. Нет ни одной недели года без гуманитарных событий: научных и вузовских форумов, круглых столов, интенсивного обсуждения волнующих вопросов, медиа-форумов, публикаций и изданий, равно интересующих общественность Казахстана и России, Казахстана и стран Центральной Азии. Здесь наибольшая плотность контактов.
Если изменить точку зрения, и попытаться увидеть за происходящим некоторое движение изменения общественного сознания, то предстанет картина действительных шагов в духовной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. плоскости, или обобщённо - в гуманитарной сфере. И тогда проведённые форумы и круглые столы, встречи больших художников с заинтересованной публикой, рассмотрение злободневных вопросов, волнующих общество, предстанут в виде шагов большого движения.
Существует принцип: понять страну можно, если увидеть, что происходит в отдельном её регионе с точки зрения включения его в геокультурные процессы. Это позволяет выяснить, насколько не только элита страны, но и народ реагируют на складывающуюся ситуацию, и- главное - способны двигаться к своей идентичности, и значит, осознавать вызовы и вырабатывать цели своего развития.
Кому-то может показаться это абстрактными рассуждениями, имеющими лишь отдалённое отношение к количественным материям в виде добытой нефти, выплавленной стали, произведённых продуктов питания и проданных товаров, наконец, к курсу национальной валюты и ценам на продукты питания. Но можно применить инструмент такого же подсчёта, называемый геоэкономическим балансом. По этой методике получится, что страна, профицит ли у неё бюджета или дефицит, всегда в международном обмене и балансе чем-то расплачивается. Если страна не может в полной мере расплатиться произведёнными товарами и услугами, значит она в геоэкономическом балансе расплатится собственным населением, и молодёжью, прежде всего, мозгами, культурными феноменами и артефактами. Следовательно, платить придётся своим будущим, а то и природными ресурсами и территориями. Геоэкономический баланс прямо указывает на важность культурной работы с национальной идентичностью, с развитием каждого региона в целости страны, с формированием национального субъекта мировой проектности, без чего финансовые показатели могут оказаться лишь записями исчезновения национальной…идентичности.
С этой точки зрения мир наполнен субъектами – культурными идентичностями - мировыми диаспорами, религиозными и псевдорелигиозными движениями, глобальными движениями и антисистемными силами, эксплуатирующими культурно-политические процессы. Большинство стран – и Казахстан в их числе – уже столкнулись с экспрессивными формами эксплуатации идентичности в виде глобальных террористических организаций и различного рода международных криминальных сетей.
Казахстан – слишком состоявшаяся страна, чтобы выпадать из этой борьбы идентичностей и проектов, и следовательно, выпадать из истории. Вот почему, представляется, что 2018 год стал годом казахстанской проектности, направленной к формированию казахской идентичности.
Ранее принятые решения о переводе казахской графики на латиницу, «Рухани жанғыру» и все сопутствующие программы – «Новое гуманитарное знание», «Туған жер», «Туған ел», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире» и «100 новых лиц Казахстана» – всё это требовало большой рамки и объединяющей цели. Ведь не только ради внутриполитической борьбы и взаимного вовлечения в игру различных сегментов политического спектра в Казахстане это делалось. Отвлекающая игра долго не держится. Здесь всё гораздо системнее и глубже. Многое зависело, и зависит, от качества проектирования и реализации решений.
Например, с латиницей пока не совсем понятно – ни один из предложенных вариантов в действительности не удовлетворил ни общество, ни учёных, ни власть. Поэтому остаётся только волевое решение. По другим программам тоже ясности до сих пор не было. Однако последние решения и предложение лидером Казахстана системной программы работ в гуманитарной сфере создали ожидаемую рамку представлений о целях движения.
В течение года были приняты решения по вопросам функционирования государственного языка и актуального владения для казахстанцев многими языками. Министерство образования планирует внедрить в русскоязычных школах новую «уровневую, коммуникативную» методику изучения казахского языка. Учителя-предметники тем временем продолжат обучаться на курсах английского языка, чтобы постепенно подвести страну к переходу на трехъязычное образование.
В октябре под председательством руководителя Администрации Президента РК состоялось очередное заседание Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте Республики Казахстан.Рабочая повестка заседания была посвящена обсуждению результатов реализации программы «Рухани жаңғыру» и организации деятельности офиса управления программой. Заметим, программа связана с реализацией направлений послания главы Казахстана, которое он представил в 2018 году, где главным ориентиром обозначены повышение доходов и качества жизни казахстанцев. И всё это в результате модернизация экономики, политической системы, госуправления имодернизации общественного сознания.
Последнее указывает на разворот Казахстана в сторону длинного горизонта планирования, что потребовало уточнения содержания понятия «модернизации». В моменты большого общественного интереса к теме, именно жёсткая дискуссия и абсолютная определённость в выражении позиции позволяет зафиксировать действительное понимание, в чём состоит шаг развития. Такой продуктивной дискуссией стал обмен мнениями о роли государственного языка и взаимодействии с другими языковыми общностями в контексте развития и модернизации казахского языка.
Юбилей комсомола стал поводом к не менее интересному уточнению, что же понимают в обществе под модернизацией. Здесь чётко проявились ценности, понимание общественной нормы и её изменений разными группами в обществе. Во многом стало определяться содержание модернизации как понимание противовеса «прошлому», как бы оно ни понималось. Это весьма интенсифицировало общественную жизнь в гуманитарной сфере. Скандал вообще есть средство оформления нормы в демократическом обществе, нравится это кому-то или нет; и вместе с демократией приходится принимать и этот «сопутствующий товар».
В октябре 2018 года Казахстан провёл VI съезд лидеров мировых и традиционных религий в формате диалога духовных лиц и политиков. И это был важный шаг в сторону закрепления общественной нормы в противовес мракобесию и стремлению обрушить общественные устои.
Но главным событием в гуманитарной сфере стало представление обществу статьи главы Казахстана Н. Назарбаева «7 граней Великой степи». Здесь обозначен ориентир на выявление образа будущего Казахстана, а будущее любой страны есть акт сознания активной думающей части общества. Именно по этому ключевому признаку определяется элита данного народа, этноса, нации.
Нет сомнения, что запущенный разговор о будущем активизирует и актуализирует различные точки зрения и позиции в обществе. С точки зрения управления, здесь важно не затягивать дискуссии, и вовремя перейти к действительному определению ситуации в стране в виде реально проявившихся особенностей идентификации людей. А дальше вырабатывать средства и применять инструменты достижения желаемого будущего.
Гуманитарная сфера представляет собой пространство тонких настроек, и потому переход к проектированию требует от решившегося на такой шаг особого внимания возникающим конфликтам и средствам их преодоления. Иначе начинается смута в головах, и быстрая кристаллизация враждебных друг другу позиций, вокруг которых складываются группы общества.
Элита Казахстана решилась на гуманитарное проектирование своей страны и модернизацию сознания. Поэтому она должна понимать характер угроз, связанных как с вовлечением в процессы многих других групп в обществе – процесс сразу же демократизировался, так и трудности удержания обсуждений от сползания в сторону радикальных идей. Ведь радикализм привлекает массы своей простотой и прямым призывам к воплощению идей в жизнь. Вспомним неоднозначную роль перестроечного журнала «Огонёк», ставшего искоркой «нового мышления», в результате которого большая страна просто…разошлась в стороны. Появление в дискуссиях новых лидеров теперь неизбежно, как и кристаллизация интересов разных групп в обществе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus