О некоторых угрозах говорят много и часто. А о некоторых вообще забыли.
Казахстану, как и всей Центральной Азии, нужно помнить о целом списке серьезных угроз и вызовов, считает Анна Гусарова, директор Центральноазиатского института стратегических исследований. Причем некоторые из этих угроз еще недооценили. По крайней мере, говорят о них нечасто.
Об этом она заявила на площадке аналитической группы «Центральная Евразия».
Эксперт особо определила следующие проблемы, по которым тезисно высказалась. Это:
- экология и образование,
- радикализация, экстремизм и терроризм,
- энергетическая безопасность.
Мусор как угроза национальной безопасности
В экологии она обратила внимание на ухудшение инфраструктуры, в частности транспортной. Автомобилей становится все больше, дороги перегружены, в итоге растут вредные выбросы и загрязнение воздуха.
— Вместо ограничения использования частного транспорта, развития инфраструктуры и продвижения «зеленых» альтернатив городские власти расширяют дороги, вырубая деревья и сокращая зеленые зоны. Вырубка лесов и зеленых насаждений в Кыргызстане и Узбекистане уже вызвала широкий общественный протест, — заявила Гусарова.
Кроме того, системы управления отходами не соответствуют общепринятым стандартам. Большей частью все ограничивается вывозом на полигоны и сжиганием. В городах практически нет инфраструктуры для сортировки мусора.
— Отдельные активисты и граждане, «дружественные» к окружающей среде, могут сортировать свои отходы, но затем они попадают в один и тот же контейнер, — подчеркнула эксперт.
При этом количество мусора все растет и полигоны уже не справляются. Как следствие, загрязняются земля и вода, ухудшается здоровье населения. При этом Гусарова посетовала на отсутствие в открытом доступе исследований и надежных данных.
Может усилиться враждебность внутри самих обществ
В сфере образования у государств региона тоже немало проблем. Причем дальнейшее их игнорирование «неизбежно будет вести к политической дестабилизации». Давно известно, что недостаток образования делает человека крайне восприимчивым к разным формам пропаганды.
Именно в этих рядах зачастую вербуют новых адептов радикальные проповедники.
— Кроме того, озабоченность у правительств вызывает и слабо контролируемое религиозное образование, полученное в регионе или за рубежом. Если сектор не будет должным образом управляться, разрыв и враждебность между различными группами общества будут только расти, — считает эксперт.
Из предыдущего пункта вполне логично вытекают радикализация, экстремизм и терроризм. Гусарова отмечает, что хотя в разных государствах региона темпы различны, зато схожи мотивы. И они «выходят за пределы экономического благополучия».
— Ко всему прочему, термины «экстремизм» и «терроризм» в национальных законах очень расплывчаты. Это дает государственным органам достаточно широкие возможности для манипулирования и секьюритизации проблем. В частности, в тех же социальных медиа заметно сужается свобода самовыражения. В результате отдельные граждане обвиняются в разжигании розни, экстремизме и терроризме за «лайк» или «репост» в соцсетях, — отметила эксперт.
Неплохо, что отсутствуют крупные террористические группировки. Но все уже столкнулись как с отдельными фанатиками, так и целыми группами.
— Более того, проблемы экстремизма и радикализации рассматриваются главным образом в плоскости безопасности режимов власти. В результате все усилия государства имеют «силовой» характер, и наиболее активными органами в борьбе с религиозным экстремизмом являются службы национальной безопасности, — считает Гусарова.
Однако эти службы больше «реагируют на действия», нежели пытаются их предотвратить. А значит, эффективность усилий явно недостаточна.
Опасность радикалов до сих пор недооценивают?
Правда, в Казахстане и Кыргызстане больше делают упор на образовательные кампании. Но при этом слишком мало уделяется внимания непосредственно инструментам — например, есть исследования, но усилия в основном направлены на трудоустройство и организацию досуга.
Эксперт считает, что недостаточно исследован вопрос о корнях и происхождении экстремизма и радикализма.
— Основными причинами радикализации считаются социально-экономические проблемы и отсутствие идентификации с национальным государством из-за низкого уровня жизни. В конечном счете все они, по сути, являются внутренними, доморощенными и недостаточно связаны с международным ландшафтом распространения того же ИГИЛ, — считает она.
Тем временем радикальный ислам набирает силу. Одновременно растут протестные настроения. В том числе из-за социального расслоения, нищеты и коррупции. Например, подчеркнула эксперт, «в Казахстане наблюдается усиление религиозной напряженности в отдельных регионах страны».
— Лидеры стран Центральной Азии недооценивают опасность распространения религиозного экстремизма, что приводит к неспособности принять своевременные меры для противодействия росту его влияния, – уверена эксперт.
Последний пункт в «проблемном списке» — обеспечение энергетической безопасности. Гусарова подчеркнула, что за последнее десятилетие повышенное внимание стало уделяться созданию независимых энергетических секторов. Далее в списке интересов выход на внешние энергетические рынки. Но тем самым игнорируется региональное энергетическое сотрудничество.
— Вероятная эскалация проблем, связанных с водно-энергетическими ресурсами и отсутствием перспектив для развития крупных региональных проектов, также будет заставлять серьезно рассмотреть возможность восстановления внутриотраслевой торговли.
Вероятнее всего, это должна быть полномасштабная интеграция энергетических секторов. Но государства ЦА могут восстановить поставки энергии на денежной основе, подписав краткосрочные и ежегодно пролонгируемые контракты на использование энергоресурсов, — отметила она.
Момент настал, и важно его не упустить
Руководству государств региона предстоит большая и непростая работа. В числе прочего особое внимание нужно уделить неравенству в доступе к образованию и его качеству для различных социально-экономических групп.
— Одними из необходимых мер должны стать повышение заработной платы учителям, улучшение условий труда и обновление системы образования до современных международных стандартов. Это требует тесного сотрудничества со странами-партнерами, международными организациями и привлечения квалифицированных кадров, — считает эксперт.
Важно также углублять реформы в области исследований и образования, особенно высшего. Для этого необходимо «укреплять автономию высших образовательных учреждений и интегрировать сообщества стран в области науки и исследований».
Кроме того, за относительно короткое время нужно «выполнить множество задач по предотвращению растущей угрозы терроризма, религиозного экстремизма, повышению религиозной грамотности и светского образования». При этом эксперт отметила, что ряд мер уже приняты.
— Настал момент, когда крайне важно формировать стратегическое видение контуров развития стран и всего региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе, — резюмировала Гусарова.
Правила комментирования
comments powered by Disqus