В Лондоне опубликовано исследование таджикского ученого под названием «Переходный режим в Центральной Азии: Государственность, национализм и политические перемены в Таджикистане и Узбекистане».
Об этом радио Озоди сообщил автор исследования, 40-летний ученый из Таджикистана Дагихудо Дагиев. Доктор политических наук, занимающийся глубокими исследованиями по вопросам Ислама в Центральной Азии и политического устройства региона после распада СССР, считает, что не религия, а национализм в Таджикистане и Узбекистане стали главной идеологической стратегией властей этих стран.
- Национализм заполнил пустующую после распада коммунистического строя идеологическую нишу в этих странах, - говорит ученый в беседе с Озоди из Лондона. – Однако формы национализма, пропагандирющие правительствами этих стран, немного отличаются друг от друга, отталкиваясь от историко-этнических особенностей этих народов.
В результате, говорит он, в Таджикистане и Узбекистане создались условия, где-то схожие, и в корне отличающиеся друг от друга. В качестве общностей он называет движение властей к установлению авторитарного режима и попытки снизить уровень влияния Ислама на общественно-политическом уровне. А в качесте принципиальных различий, Дагиев называет формы идеологии национализма, существующие в каждой из стран. В Таджикистане, уверен он, всегда будут помнить о так называемом топорном разделении 1920-х годов, вследствие чего главные культурно-исторические центры таджиков – Самарканд и Бухара, а также другие территории, населенные раньше таджиками, перешли Узбекистану. Именно поэтому, по его словам, еще долгое время в Таджикистане не сможет быть полноценно реализована идея национального единства, подразумевающего объединение всех таджиков вокруг важного политико-географического центра, которыми некогда служили Самарканд и Бухара.
Попытки объединить всех таджиков мира под лозунгами «единения таджиков», сделанные действующими властями Таджикистана, в корне отличают националистическую идеологию, которую пропагандируют власти Узбекистана, считает ученый. В Узбекистане, находящемся в более выгодном историко-политическом положении, стратегия властей всегда будет направлена на защиту территориальной целостности в рамках существующих границ. Дагиев уверен, что попытки Ташкента не допустить территориальные претензии таджиков на главные исторические центры, шанс на который появился сразу после распада СССР, стали одной из причин вовлечения Узбекистана в вооруженные события 1990-х годов в соседнем Таджикистане. В своем исследовании он, в частности, пишет:
«После распада СССР, политические элиты Таджикистана и Узбекистана разработали своеобразные формы национализма, которые я бы назвал патриархальным национализмом. Это понятие превращает национализм в официальную идеологию властей этих стран, во главе которых стоит основатель некоего современного государства, или отец нации. В результате, влияние этой личности главенствует над правительством и всей структурой власти. Мгновенной реакцией на защиту интересов независимости стало то, что националистические слоганы стали превалировать над всем и глава режима был представлен в качестве национального героя. Такая форма власти и форма правления стали полностью зависимы от власти одного человека. Именно поэтому, в переходный период, национализм, в качестве идеологического инструмента, стал близок к понятию лидера, единственного спасителя нации и государства»,пишет он (Dagikhudo Dagiev, “Regime Transition in Central Asia: Stateness, Nationalism and Political Change in Tajikistan and Uzbekistan”).
Вместе с тем, автор уверен, что такая форма правления не могла стать успешной, в силу того, что не упиралась в историко-национальные корни.
- Для Таджикистана важно прийти к национальному единству, однако эта идея не может преследовать цели ради удовлетворения интересов лишь одного режима. У этого процесса должны быть прочные естественные и исторические основы. К сожалению, в той географической форме, которой существует нынешний Таджикистан, добиться реального национального единства не получится. Ведь огромные таджикские общины продолжают находиться за пределами Таджикистана – на территории Узбекистана, Китая, Афганистана и других стран.
Исследование, посвященное проблемам национализма и государственности в Таджикистане и Узбекистане, будет выставлено на продажу в Интернете уже осенью этого года.
Правила комментирования
comments powered by Disqus