В конце января стало известно, что американская делегация договорилась с «Талибаном» о принципах мирного соглашения, подразумевающего вывод иностранных войск с территории страны. На обсуждение сроков и деталей этого процесса стороны вышли после шестидневного раунда переговоров в Дохе, где встречались представитель США по вопросам афганского мирного урегулирования З.Халилзад и делегация «Талибана».
Представители официальных властей Афганистана в переговорах не участвовали, так как «Талибан» отказывается разговаривать с ними напрямую, считая их марионетками США и неспособными самостоятельно контролировать ситуацию в стране.
Вывод американских войск был главным предварительным условием, которое выставили талибы американцам для продолжения переговоров. По официальным заявлениям обеих сторон, понимания удалось добиться по двум вопросам. Первый – что США и их союзники принципиально готовы вывести свои военные контингенты из Афганистана. Второй – что талибы не будут предоставлять афганскую территорию каким-либо террористическим организациям, действующим против США и их союзников.
Согласно информации с переговоров в Дохе, стороны изложили следующие предложения по срокам вывода войск. США хотят начать его через 18 месяцев, а закончить через 24. Талибы – начать уже через три месяца и закончить через шесть.
У каждой из сторон тут своя логика. Американцы хотели бы приурочить активную фазу вывода войск к разгару президентской кампании в 2020 году. Что касается талибов, они стремятся сорвать июльские выборы президента Афганистана, и у них есть для этого все возможности. Однако ключевыми вопросами, несомненно, остаются сроки вывода американских войск, формирование будущего переходного коалиционного правительства Афганистана и судьба президентских выборов, следовательно – нынешнего президента А.Гани.
Уже прошло почти два десятилетия с тех пор, как в Афганистане началась американская «миротворческая» операция. Семнадцатилетняя война США и их союзников по НАТО в этой стране имеет все меньше отношения к борьбе с международным терроризмом и все больше сводится к поддержке светского правительства в Кабуле и тех демократических процессов, которые должны были приблизить Афганистан к западным демократиям. Но талибы оказались на этом пути слишком серьезным препятствием.
Пока не ясно, каким образом и когда США выведут свои войска. Вопрос заключается в том, как будет осуществляться эта задача, ведь власти США и Афганистана ещё не делали заявлений о разработке конкретного плана по постепенному выводу войск.
Самый главный вопрос — это сдержат ли «Талибан» и США свои обещания? Конечно, учитывая те страдания, которые выпали на долю афганцев за последние 18 лет, и потери, понесённые талибами за это время, можно предположить, что ни одна, ни другая сторона не станут нарушать договор. Важно, чтобы «Талибан» также пообещал не использовать Афганистан в качестве стартовой площадки для нападения на другие страны.
Что же касается Соединенных Штатов, они обязательно потребуют введение режима прекращения огня. Поскольку сила «Талибана» заключается в боеготовности движения, они будут стремиться продолжать борьбу, пока не получат чёткий план по выводу войск.
Есть и другой вариант развития событий. Если процесс вывода войск начнётся до мая, правительство Афганистана начнет взаимодействовать с талибами в конструктивном ключе с целью выработки совместного подхода к государственному управлению. Очевидно, потребуется создать правительство переходного периода. Готов ли Талибан поддержать такую инициативу, и согласятся ли талибы на участие в таком сценарии, пока не понятно.
Ясно одно, что если вывод войск США и НАТО не будет сопровождаться жёсткими гарантиями в сфере урегулирования, то не только Афганистан, но и весь регион может погрузиться в состояние нестабильности. Возможно увеличение потока беженцев в Пакистан и другие страны, что приведёт к появлению новых проблем в сфере безопасности.
Но что же такое Афганистан для США? Это плацдарм, причем очень выгодный. Взяв под контроль одну республику, Америка дестабилизирует весь центрально-азиатский регион. В перспективе, Афганистан мог бы стать стратегическим государством на энергетическом рынке, но у главных мировых демократов на него другие планы. Исламское государство также успело обосноваться в Афганистане, куда вошли многие радикалы и боевики из других группировок.
ИГ реально представляет большую угрозу для постсоветских государств Центральной Азии хотя бы потому, что в ее рядах воюет большое количество выходцев из соответствующих стран. По возвращении домой, они могут начать распространять свои экстремистские идеи и вербовать террористов, или еще хуже, руководство ИГИЛ может использовать их для совершения террористических актов внутри страны.
Такой расклад будет на руку американским «миротворцам», что позволит им закрепиться в регионе и, возможно, даже расширить военный контингент до рекордного уровня. Мира это, конечно, не принесет, но Америке он и не нужен.
Так или иначе, население Афганистана позитивно оценивает перспективы достижения мира и приветствует последние события. Уход сил США и НАТО положительно скажется на ситуации в стране и откроет новую страницу в истории региона.
Возможность налаживания регионального экономического сотрудничества и взаимодействия по вопросам безопасности позволит повысить потенциал в сфере контртеррористической деятельности. Это будет способствовать процветанию региона, а также достижению реальных результатов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми.
Правила комментирования
comments powered by Disqus