Новый состав казахстанского правительства при беглом взгляде выглядит старше и консервативнее прежнего. Особенно это заметно при сравнении выбывших 40-летних членов Кабмина – министра нацэкономики «болашаковца» Тимура СУЛЕЙМЕНОВА и главы Минтруда и соцзащиты с гарвардским дипломом Мадины АБЫЛКАСЫМОВОЙ – и условных «новобранцев» правительства – 66-летнего Бердибека САПАРБАЕВА, который работал на руководящих министерских должностях еще во времена Казахской ССР, и 61-летней Куляш Шамшидиновой, начинавшей свой трудовой путь с комсомольской организации.
А ведь последние два-три года одним из заметных трендов кадровой политики в Казахстане было омоложение управленческой элиты. Причем из публичных высказываний главы государства следовало, что выдвижение «младоназарбаевцев» в верхний эшелон госаппарата – это последовательная политика Елбасы.
Так, в 2016 году в интервью телеканалу «Россия-24» Нурсултан НАЗАРБАЕВ отметил, что возлагает большие надежды на плеяду молодых управленцев. «Сейчас болашаковцы, они в правительстве сидят. Смотрите, у нас несколько министров 35-36 лет, они справляются нормально. Но они прошли школу уже. И в основном костяк управленческого персонала в правительстве примерно от 35 до 45 лет.
Я думаю, что мы не должны повторять времена застоя. И надо хорошо готовить молодежь, которая поведет дальше Казахстан», - сказал тогда Елбасы. Однако судя по последним кадровым рокировкам – напомним, что для стабилизации ситуации в социалке в Кабмин был мобилизован Бердибек Сапарбаев, который на четверть века старше своей предшественницы, а для «приземления» реформ в сфере образования понадобились опыт и компетенции Куляш Шамшидиновой, которая тоже почти на десять лет старше экс-министра образования Ерлана САГАДИЕВА, – глава государства разочаровался в управленцах новой формации.
Конструируя новый состав правительства, Елбасы обратился к старым проверенным кадрам, руководствуясь, видимо, принципом «старый конь борозды не портит». Если сравнить средний возраст нынешнего и прежнего состава правительства, то он повысился на два года – с 48,5 до 50,4 лет. Однако наиболее заметно «возмужание» нового Кабмина, если сравнить количество представителей возрастных групп 30-39 лет, 40-49 лет, 50-59 лет и 60-69 лет в старом и новом правительстве.
В прежнем Кабмине плеяду 30-39-летних управленцев представлял один министр – глава Мининформации и коммуникаций 39-летний Даурен АБАЕВ. В возрастную группу 40-49-летних входило девять членов правительства: М. Абылкасымова (40), Т. Сулейменов (40), министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ (41), министр индустрии и инфраструктурного развития Женис КАСЫМБЕК (43), министр общественного развития Дархан КАЛЕТАЕВ (46), вице-премьер и министр оборонной и аэрокосмической промышленности Аскар ЖУМАГАЛИЕВ (46), министр финансов Алихан СМАИЛОВ (46), министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ (47) и вице-премьер Ерболат ДОСАЕВ (48).
Столько же, то есть девять членов Кабмина, было в возрастной группе от 50 до 59 лет: министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ (50), министр образования и науки Е. Сагадиев (52), первый вице-премьер Аскар МАМИН (53), вице-премьер – министр сельского хозяйства Умирзак ШУКЕЕВ (54), министр иностранных дел Бейбут АТАМКУЛОВ (54), глава правительства Бакытжан САГИНТАЕВ (55), министр обороны Нурлан ЕРМЕКБАЕВ (56), министр внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ (56) и министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ (56).
Министров старше 60 лет в прежнем составе правительства не было. В нынешнем правительстве группа 30-39-летних по-прежнему представлена самым молодым министром Д. Абаевым. А вот вторая группа уменьшилась на двух человек – только семь членов обновленного правительства относятся к возрастной группе от 40 до 49 лет. Это М. Бекетаев, Ж. Касымбек, А. Жумагалиев, А. Смаилов, Е. Биртанов и новые лица Кабмина – министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ (44) и министр индустрии и инфраструктурного развития Роман СКЛЯР (47).
К возрастной группе 50-59-летних относится восемь членов правительства – из прежних К. Бозумбаев, А. Мамин, Б. Атамкулов, Е. Тургумбаев, Н. Ермекбаев, А. Мухамедиулы, и «новобранцы» Кабмина – министр сельского хозяйства Сапархан ОМАРОВ (50) и вице-премьер Гульшара АБДЫКАЛИКОВА (53). Наконец, в новый состав правительства вошли два министра в возрастной группе старше 60 лет – это вышеупомянутые Б. Сапарбаев и К. Шамшидинова.
«Взросление» Кабмина также заметно, если сравнить средний возраст вновь назначенных членов правительства и ушедших в отставку. Средний возраст выбывших – М. Абылкасымовой (40), Т. Сулейменова (40), Д. Калетаева (46), Е. Досаева (48), Е. Сагадиева (52), У. Шукеева (54), Б. Сагинтаева (55) – составляет 47,8 лет.
Средний возраст «новобранцев» Кабмина – Р. Даленова (44), Р. Скляра (47), С. Омарова (50), Г. Абдыкаликовой (53), К. Шамшидиновой (61), Б. Сапарбаева (66) – 53,5 лет. То есть разница между новыми членами правительства и ушедшими в отставку в среднем составляет почти шесть лет. Вместе с тем руководящий состав правительства – то есть премьер и его замы – напротив, «омолодился» более чем на два года.
Средний возраст прежнего премьера и четырех вице-премьеров – Б. Сагинтаева (55), А. Мамина (53), У. Шукеева (54), Е. Досаева (48) и А. Жумагалиева (46) – составлял 51,2 лет. Средний возраст нового руководящего состава Кабмина – А. Мамина (53), А. Смаилова (46), Г. Абдыкаликовой (53) и Ж. Касымбека (43) – составляет 48,7 лет.
Политический обозреватель, главный редактор информационно-аналитического сайта Rezonans.kz: Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ указывает на то, что разочарование в «младоназарбаевцах» и «болашаковцах» было неизбежно, поскольку многие из них строили свои карьеры исключительно в кабинетах левобережной Астаны и слабо представляют реалии казахстанской жизни.
«Действительно, состав правительства в возрастном плане, скажем так, возмужал... Связано это, на мой взгляд, с пришедшим пониманием элементарной вещи: молодость и зарубежное образование отнюдь не является гарантией эффективной и безупречной, с точки зрения соблюдения закона, работы.
Ничем не обоснованные иллюзии в отношении «болашаковцев» были развеяны не столько громкими коррупционными делами, сколько полным провалом социально-экономического блока правительства бывшего премьера Бакытжана Сагинтаева», - говорит аналитик.
Чтобы принимать важные решения, касающиеся жизни миллионов казахстанцев, помимо специфической специализации необходимо – и даже в гораздо большей степени – знание реалий казахстанской действительности, подчеркивает С. Султангалиев.
«О каком жизненном опыте молодых управленцев можно говорить, если многие высокопоставленные чиновники новой волны не прошли элементарные низовые ступени карьеры и судят об окружающем мире только по виду, открывающемуся из окна служебного автомобиля, и Instagram’у своей супруги?», - спрашивает эксперт.
Пока тренд на мобилизацию «старой гвардии» коснулся главным образом ведомств социального блока. Оно и понятно: получившие западное образование и строившие карьеру исключительно на центральном уровне управленцы новой формации поднаторели в конструировании реформ и аппаратной борьбе, а вот их коммуникативные навыки, необходимые для продвижения социальных реформ в широкие народные массы, оставляют желать лучшего.
В связи с этим трудно избежать ощущения, что большая часть молодых назначенцев «страшно далеки от народа». А пока косноязычие и оторванность от жизни будут рушить карьеры молодых министров, «олдскульным» управленцам, по-видимому, рано собираться на пенсию.
Правила комментирования
comments powered by Disqus