КНР находится на пороге кризиса, предупреждают аналитики из развитых стран. По оценке же российских экспертов, Китай более не хочет быть “паровозом” для других и использует период замедления своей экономики для устранения накопившихся дисбалансов.
“В ближайшие 10 лет китайская экономика не опустится до 6%. Скорее всего, рост будет сохраняться на уровне не ниже 7%”, - ответил “Вестям Экономика“ руководитель Центра исследований Института количественной и технической экономики Китайской академии общественных наук Минтай Фань. Как он заявил, существующие проблемы с ликвидностью, а также в сфере кредитования, вполне решаемы.
И Пекин уже принимает меры по их устранению. В частности, Центробанк ужесточает регулирование и вводит новые требования к банкам, требуя “управлять ликвидностью“, отметил Минтай Фань.
На фоне обострившегося за последние недели дефицита ликвидности в Поднебесной и общего ухудшения ситуации с кредитованием вследствие быстрого роста задолженностей предприятий и местных властей при активном развитии теневого банкинга международное рейтинговое агентство Fitch предупредило в июне, что китайской банковской системе угрожает кризис. В марте о наличии в китайской экономике целого ряда предкризисных симптомов объявил японский банк Nomura. Его эксперты, в частности, сочли опасным чрезмерно быстрый рост объемов выданных кредитов вкупе с корпоративными и государственными облигациями: с 121% ВВП в 2008 г. до 155% в 2012 г. И в завершение заключили, что Пекину, дабы избежать финансового обвала, придется пожертвовать главным фетишем – быстрым ростом экономики.
В свою очередь соуправляющий портфелем активов PIMCO по развивающимся рынкам Рамин Тулуи спрогнозировал, что в следующие 5 лет экономика Китая не вырастет более чем на 6-7,5% вследствие ограниченности потенциала экспортной модели роста и ресурсов господдержки. Уровни последней уже достигла предельных величин: порядка 50% в 2012 г. против 35% в 2000 г. и 42% - в 2007 г.
Официальный прогноз Пекина на текущий год составляет 7,5% ВВП. В прошлом году этот показатель достиг 7,8% в годовом выражении при увеличении розничных продаж на 14,3. Напомним, средневзвешенное значение темпов роста ВВП Китая в 1999-2012 гг. равнялось 9,9%.
Впрочем, полагает директор Центра азиатских исследований экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова профессор Евгений Авдокушин, к анализу положения дел в Китае нельзя подходить со свойственными западным рейтинговых агентствам штампами. Решая возникающие экономические затруднения, Китай по-прежнему продолжает двигаться вперед, хотя и более медленными темпами. Но он ничего никому и не обещал и не намерен служить “паровозом” для прочих экономик, уточнил Авдокушин.
Китаю уже неоднократно грозили экономическим обвалом, а он успешно преодолевает все новые затруднения, хотя зачастую использует для этого специфические способы, рассказал замдиректора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН, профессор Андрей Островский. Так, скажем, добавил он, когда в приморском городе Вэньчжоу, в отсутствие доступа к банковским кредитам, предназначавшимся в основном для госкорпораций, менее крупные компании активно начали пользоваться услугами теневых банков (при ставках в 15-20%, а то и 30%) и резко нарастили долю “плохих“ долгов, для их выкупа там пришлось создать официальный банк. Или, к примеру, когда многие китайские предприятия оказались не способны расплатиться по кредитам, за долги банки получили их акции и, таким образом, стали соуправляющими этих предприятий.
"Просто и со вкусом", - констатировал Островский.
По его определению, в ближайшем будущем китайским властям предстоит сосредоточиться на решении трех ключевых масштабных проблем, обусловленных демографическими факторами, а также нехваткой энергетических ресурсов и обостряющейся экологической проблематикой. Как известно, население Китая стареет, и 2012 г. был ознаменован прекращением замещения выбывающих трудовых ресурсов новым пополнением.
Причиной тому многолетняя политика по ограничению рождаемости "одна семья – один ребенок", которую уже начинают корректировать.
Кстати, вопреки распространенным суждениям, пожилые люди в Китае пенсии получают: в среднем до 3-4 тыс. юаней при средней зарплате в 5-6 тыс. юаней (для сравнения, с российскими реалиями эти показатели нужно увеличить впятеро). При том цены там в разы ниже, чем в России, в том числе на недвижимость, попутно развеял очередной “китайский миф” замдиректора Института Дальнего Востока РАН.
Разговоры о “пузыре“ на китайском рынке недвижимости также представляются преувеличенными, заметил старший научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин. Как он отметил, первоначальный взнос по ипотеке за первую квартиру сегодня составляет 20-30%, а за вторую – 40-50%, И спрос на квартиры растет.
"Примечательно, что первые предупреждения о китайском “пузыре“ были озвучены еще в 2007 г. американскими аналитиками. Я не сторонник теории “мирового заговора”, но в данном случае, похоже, представители США были заинтересованы в некотором замедлении роста экономики Китая с целью ослабления его политического влияния в мире и наращиваемого военного потенциала", - пояснил Луконин.
Как он предположил, в перспективе решать приоритетные задачи, в частности по обновлению и модернизации производства на побережье при наличии там порядка 200 млн трудовых мигрантов, Пекин, очевидно, будет постепенно, с учетом социальной специфики. И в целом, вероятно, в ближайшие 10 лет китайские власти предпочтут более умеренный экономический рост в 7,5-8%, хотя могли бы обеспечить и темпы на уровне 8-9%, резюмировал старший научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН.
Наименее оптимистично оказался настроен старший аналитик ИФК “Метрополь” Марк Рубинштейн. Но и он, спрогнозировав показатель в 7,3-7,6% на текущий год, в последующие также счел возможным рост экономики Поднебесной на уровне 7,5-7,9% на фоне улучшения внешней конъюнктуры. Причем, в условиях имеющегося существенного потенциала урбанизации, а также внутреннего спроса, Рубинштейн и в дальнейшем не ожидает падения китайской экономики, а лишь очередного возможного ее замедления.
Способно ли это замедление как-то повлиять на российскую экономику? Достаточно слабо, признал Андрей Островский. Как он напомнил, в прошлом году объем товарооборота между Россией и Китаем составил $88 млрд, а по результатам первых пяти месяцев текущего года, снизился еще на 2%. Для сравнения: товарооборот Китая с Евросоюзом составляет $540 млрд, с США - $480 млрд и со странами Африки - $156 млрд.
В подобной ситуации, наверное, большее значение может иметь практический опыт китайского экономического подъема, в том числе и в сфере реализации инфраструктурных проектов местными властями – со всеми обозначившимися плюсами и минусами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus