Россия щедро помогла Кыргызстану деньгами: списала старые долги и предоставила новый кредит (который, по такой логике, тоже может оказаться подарком). В чем смысл такой щедрости к стране, которая России ничего, кроме гастарбайтеров, не поставляет?
Бюджет Кыргызстана на этот раз обогатился (а России, соответственно, обеднел) на 30 млн долларов. Предыдущие щедроты обошлись России в 489 млн долларов.
Помимо официальных и фактически безвозвратных кредитов, Кыргызстан финансируется по частным каналам, причем в размерах, на порядки превышающих официальные.
С 2014 по 2017 годы граждане КР при помощи трансграничных переводов вывели из России, по данным ЦБ РФ, почти 7,4 млрд долларов.
Россия таким образом оплачивает собственную безопасность, хотя эта связь, возможно, не всем очевидна, говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев.
В России проживает огромное количество граждан Киргизии, и при любой дестабилизации обстановки на родине это неизбежно скажется на обстановке в самой России и других странах, где работают киргизские мигранты – в первую очередь, Казахстане.
“Бухгалтерский” подход в таких вещах совершенно неприменим, потому что нельзя высчитывать национальную выгоду только в долларах или рублях, подчеркивает Евсеев.
К примеру, национальная оборона высасывает огромные деньги, которые можно было бы вложить в другие проекты, и которые, в отличие от вооружений, давали бы людям прямую отдачу. Но экономия на армии может закончится тем, что страну ее недруги захватят голыми руками.
Совершенно бесполезно пытаться искать в российский щедрости к странам СНГ (и не только СНГ) какую-то экономическую логику, настаивает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский.
Москва как синоним России сегодня воспринимает бывшие союзные республики точно так же, как их воспринимала Москва как синоним СССР – как дотационные регионы, которые надо поддерживать за счет централизованных субвенций. Имперское восприятие национальных окраин после распада Союза так Москву и не покинуло.
Однако, по мнению эксперта, это не является просчетом российской внешней политики; напротив, Россия должна такую политику продолжать.
Мы как-то вынуждены поддерживать стабильность в регионах, где очень много желающих ими порулить в своих интересах. И нам важно держать эти страны в своем гравитационном поле не только потому, что они – мягкое подбрюшье России, но и потому, что в той же Киргизии до сих пор живут тысячи русских, и им, кроме как на Москву, надеяться в этом мире не на кого.
Главный редактор газеты «Трудовые мигранты» Антонина Бальян тоже полагает, что России выгодна поддержка бывших союзных республик, но по совсем иной причине, чем те, которые перечисляет Надеин-Раевский.
Это процесс взаимовыгодный и учитываемый в бюджетах всех участвующих в этом государств. Соответственно, российские власти эти денежные потоки воспринимают как часть политики по укреплению экономических отношений с бывшими союзными республиками.
По мнению Бальян, это один из способов российских инвестиций в эти страны.
Россия заинтересована в том, чтобы граждане этих стран работали на ее территории, а не на территории каких-то третьих стран. Это обычная международная конкуренция, борьба за удержание торговых партнеров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus