По итогам прошедшей в 2009 году регистрации (переписи) населения и жилого имущества было установлено, что в Кыргызской Республике 3 830 556 человек считают кыргызский язык своим родным языком, а 271 187 человек знают кыргызский язык как второй язык. Это означает, что 76% населения Кыргызской Республики говорит на кыргызском языке. По приблизительным расчетам на кыргызском языке по всему миру говорит 5 100 000 человек.
Торобай Зулпукаров, депутат Жогорку Кенеша: «У косноязычного народа и идеология бывает косноязычной»
- Первое – для обучения кыргызскому языку надо обратить внимание на детские сады. Наряду с этим все мероприятия, встречи с иностранцами в высших учебных заведениях, государственной службе необходимо проводить только на государственном языке. Нам следует обратить усиленное внимание на иностранцев, желающих взять кыргызских граждан, чтобы они хоть немного, но знали кыргызский язык. К примеру, мы попробовали рассмотреть концепции Казахстана, Узбекистана. Они написали, что приехавшие из других стран желающие получить гражданство должны знать государственный язык. А мы написали о знании языка хотя бы на бытовом уровне. Как говорится: «Без языка нет народа», нам необходимо на первое место ставить язык. А если мы, кыргызы, будем ждать, когда «киргизы» станут «кыргызами», тогда, наоборот, наши «кыргызы» станут «киргизами».
Мы постоянно говорим с 1990-ых годов, что наш народ не готов. Казахские, узбекские сородичи вырвались от нас далеко вперед. Поэтому мы должны посмотреть на отношение соседних государств к языку и взять за образец. На каком языке говорит человек, на том языке и думает, правильно? Если мы не можем говорить на кыргызском языке, тогда не сможем думать по-кыргызски.
Сейчас много говорят о государственной идеологии. У косноязычного народа бывает косноязычная идеология. Поэтому, если мы будем ходить, стесняясь говорить на своем языке, тогда вообще невозможно говорить о государственной идеологии. Законы, постановления - все должно быть написано на кыргызском языке. Этот вопрос я ставил и перед правительством. Некоторые нынешние законы сначала пишутся на русском языке, а потом переводятся на кыргызский язык. А ведь в Конституции написано, что кыргызский язык - государственный, а русский язык - официальный язык. Есть случаи, когда в Уголовном кодексе одна статья дается в двух разных смыслах. Это открывает широкую дорогу коррупции. Потому что судья может поставить вопрос подсудимому: «Тебя судить по-русски или по-кыргызски?» Чтобы такого не произошло, нам надо сделать кыргызский язык главным.
Сыртбай Мусаев, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор филологических наук, профессор: «Национализм – это не преступление и не стыд»
- Меня вначале не убедила идея разработки государственной концепции и мнения по национальной политике Кыргызской Республики. Потому что такие вопросы поднимались и раньше, но уходили, словно вода в песок или бесследно, как песок между пальцами - было много таких случаев. Это не довели до конца оба ушедших президента и их «идеологи», проводившие их идеологию. И сегодняшний президент на этот вопрос не обратил серьезного внимания. До истирания языка в течение 20 лет говорили о необходимости специальной концепции по национальной политике, такие попытки некоторых наших патриотичных людей не претворены в жизнь, просто остались. Иногда таких людей обвиняли, не говоря о другом, были люди, ляпнувшие: «Национализм – это преступление».
К сожалению, увеличилось число невежественных космополитов, не понимающих, что национализм – это не преступление и не стыд; национализм – это патриотизм, любовь к своей нации, переживания за свою нацию, кровников, это означает совместное перенесение холода и жары со своей нацией, забота о своей нации, последняя попытка не ассимилироваться через глотку глобализации. Это – одна сторона. С другой стороны, до сегодняшнего дня вследствие либерально-демократических принципов, созданных Западом, заводят речь об ответственности кыргызского народа, который является государствообразующей титульной нацией. Но ничего не говорится о его национальных правах как государствообразующей нации, как обладателя государства, созданного самой этой нацией, чьи права становятся ниже прав отдельного частного человека...
Муратбек Мукашев, общественный деятель: «Наша проблема – не межнациональная, а именно в наличии «киргизов» и «кыргызов»
- Я только сейчас понял разницу между «киргизами» и «кыргызами». Это видно не по незнанию языка и духа, а по совершаемым делам. Оказывается, у кыргызов дух бывает сильным. К примеру, вышли на площадь, подставили груди под пули кыргызы. А киргизы стоят в стороне и наблюдают: какая сторона одерживает верх, к той стороне примыкают. Оказывается, они сидят себе в интернете и пишут комментарии. Наша проблема не между нациями, а именно в наличии «кыргызов» и «киргизов». Сейчас назовешь фамилию еврея, сразу назовут антисемитом. Назовешь имена других наций, обвинят в национализме. Я всегда говорю: «Нет плохих наций, есть плохие люди». А почему мы не должны сметь говорить об этом? «Киргизы» не идут в армию, они все работают на службе, живут в достатке. А мучаются-то одни кыргызы…
Правила комментирования
comments powered by Disqus