90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Оценка ситуации в Таджикистане накануне президентских выборов (Часть 2)

04.07.2013 19:48

Политика

Оценка ситуации в Таджикистане накануне президентских выборов (Часть 2)

Сегодня отношения Таджикистана и России переживают не лучшие времена. Разногласия между президентами двух стран уже скрыть сложно. В СМИ обсуждается смена вектора Душанбе в сторону США. Что происходит на самом деле, почему так получается и что можно сделать для улучшения исторических дружественных отношений между двумя странами?

Начатую в Части 1 беседу с председателем Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири о ситуации и предстоящих выборах в этой стране, которые намечены на ноябрь нынешнего года, продолжает лидер Социал-демократической партии Таджикистана Рхматилло Зоиров:

- По моему глубокому убеждению, между Россией и Таджикистаном как между странами и народами, нет разногласий. Они были и есть дружественные народы и страны. И логикой развития международных отношений уже давно доказано, что от настроя или разногласий между главами государств, эти отношения могут в разной степени трансформироваться, а порой приобретать и негативные тенденции. Наши страны сегодня переживают такое время, т.е. в отношениях России и Таджикистана, когда преобладает субъективный, а не объективный фактор. И конечно, источники и причины этих разногласий должны быть правильно диагностированы и адекватно оценены. В чем главная причина разногласий? Думаю, что в недоговоренности основных правил взаимоотношений, в частности, в вопросе о партнерстве, тем более стратегическом. Где сущность и пределы этого партнерства, в определении реального правового и фактического статуса сторон, и не менее важно, в преобладании, в частности, с таджикской стороны, личных и групповых интересов, над общими, государственными и межгосударственными.

И я стою на безусловной позиции, что в системе внешнеполитических приоритетов Таджикистана отношения с РФ занимают первостепенное место, содержательно включая основные политические, экономические и социальные интересы обеих стран, которые являются основанием для стратегического партнерства. Таджикистан по сравнению с Россией маленькая страна и для Таджикистана отношения с Россией всегда носили, и будут, носит стратегический характер. А вопрос состоит в том, как будет относиться к Таджикистану Россия, будет ли строить Россия с Таджикистаном отношения на принципах стратегического партнерства?

Конечно, Таджикистан обязан изменить свой внешнеполитический курс, который не имеет четко очерченную форму и содержание, так как сосредоточен в одних руках. Профессиональных дипломатических кадров в стране почти нет, а неэффективная и амбициозная внешняя политика может окончательно привести к потере основных стран-партнеров. Самое обидное и нежелательное то, что Таджикистан за последние, особенно, семь лет потерял свой и без того не лучший имидж на международной арене и стал инструментов для осуществления геополитических планов различных стран Запада и Востока. Об отношениях с Узбекистаном, ближайшим соседом и важным партнером, которые переживают худшие времена за всю историю взаимоотношений этих двух стран, нечего говорить. Сегодня ухудшаются добрососедские отношения и с Кыргызстаном. Ухудшились отношения с главным стратегическим партнером – Россией, которая «приютив» более полутора миллиона таджикских трудовых мигрантов, является главным источником пополнения ВПП страны.

Зарубежные инвестиции в республику не вкладывает ни одна страна потому, что Таджикистан представлен мировому сообществу в качестве тотально коррумпированного и ненадежного партнера. Не говоря о России, например, США и Евросоюз, уставшие от ожидания улучшения инвестиционного климата отказались поддерживать стратегические проекты Таджикистана, сохраняют отношения на уровне превентивных мер. Соответственно, эта ситуация привела к китайскому нашествию и завоеванию инфраструктурного рынка Таджикистана и этот процесс стремительно продолжается. Для Таджикистана главным приоритетом во внешней политике должны стать Россия и страны СНГ, поэтому, думаю и надеюсь, что стратегическое партнерство Таджикистана и России станет основным, стержневым каналом всего внешнеполитического курса РТ.

- Но судя по всему, официальный Душанбе не особенно торопиться сделать шаги навстречу России. Как известно Госдума и президент РФ Владимир Путин уже ратифицировали соглашение по российской военной 201-й базе (РВБ), дислоцированной на территории республики. В Таджикистане не торопятся поставить свою подпись под документом. На ваш взгляд, с чем это связано?

- Что касается РВБ в Таджикистане, вышеотмеченная главная причина, и тут служит, пусть не открыто, но главным аргументом в решении вопроса. Кроме всего, на мой взгляд, РВБ не должен служить предметом торга, а должен выступить объектом интеграции интересов двух стран, а шире СНГ — гарантией в обеспечении коллективной безопасности всего региона. Для обеспечения внутренней безопасности Таджикистана или его отдельных должностных лиц, в присутствии РВБ нет никакой необходимости. Если мы говорим о геостратегии, то РВБ должен соответствовать ей, а не служить объектом торга или раздора.

- Сейчас активно обсуждается вступление Таджикистана в Таможенный Союз. Мнения экспертов и политиков разделились поровну. Какова ваша точка зрения, выгодно ли вступление в ТС для Таджикистана?

- Сказать просто выгодно, будет неправдой. Да, есть ряд проблем, но есть не меньше, а больше позитивного. А главное вступление в ТС послужит интересам страны в целом, интересам предпринимателей, населения в целом, хотя у правительства и парламента будет больше забот. Этот вопрос даже сегодня, в 2013 году, еще является организационно-политическим, зависящим от политической воли сторон (а не только Таджикистана), хотя в перспективе, несомненно, приобретет социально-экономическую приоритетность, которая будет служит общим интересам.

 - Как известно, в Таджикистане в ноября нынешнего года должны состояться президентские выборы. Эмомали Рахмон, находящийся у власти уже более 20 лет, судя по всему будет баллотироваться на новый семилетний срок. Кто на ваш взгляд может составить ему конкуренцию и есть ли такие кандиданты? Какова предвыборная ситуация в Таджикистане в целом?

- В стране сейчас остались только две оппозиционные партии – Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и СДПТ. Это официально. Неофициально, сил оппозиционных куда больше. В связи с выборами власти бояться только одну партию – ПИВТ, это самая влиятельная партия. Кого они будут поддерживать, у того кандидата будут значительные шансы. Своего кандидата ПИВТ решила не выдвигать. Не будет баллотироваться и лидер партии Мухиддин Кабири. Ибо религиозного кандидата в президенты не поддержат ни Россия, ни Узбекистан, ни Иран, и уж тем более, США.

Поэтому, под этим предлогом, полагаясь именно на поддержку России, власти Таджикистана не хотят реформировать закон о выборах президента, особенно допустить представителей партии в избирательные участки, ибо в этом случае, Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ) и ее лидер Эмомали Рахмон, в случае если он выставит свою кандидатуру, выборы проиграют. А так, недемократично и с фальсификациями (избирательные участки составлены только из одной партии – НДПТ), пусть все избиратели проголосуют за альтернативного кандидата, выиграет представитель НДПТ. Это кстати, хорошо знают руководство и эксперты России, но, закрывают глаза, ссылаясь на миф о выборе – между авторитарным Э.Рахмоном и религиозным фанатизмом. Этим пугают и оправдывают свои действия.

Власти боятся объединения партий, тем более, альтернативного единого кандидата против НДПТ. А потому, власти не боятся СДПТ или ПИВТ в отдельности, по той простой причине, что если идем отдельно на выборы, обе партии в проигрышной ситуации: кандидат от ПИВТ по религиозным соображениям не пройдет. Кроме вышеотмеченного (внешнего фактора), светский потенциал страны проголосует против.

А поскольку выборы президента не межпартийная конкуренция, а более межличностная, власти сейчас любыми путями не хотят допустить объединения партий и выдвижения единого кандидата, причем светского. Это уже третий – демократический вариант между авторитаризмом Э.Рахмона и религиозным фанатизмом, на которую будут согласны и внешние игроки. Такой единый кандидат может получить две трети голосов избирателей. Но здесь одна загвоздка: избирательные комиссии, которые полностью в руках власти и НДПТ.

В этих условиях, особенно, фальсификация будет ужасающей, если только ПИВТ и СДПТ объединится и выдвинет светского кандидата. Значит возникнет революционная ситуация, момент для государственного переворота. Этого они не хотят допустить. Отсюда задачи власти. Расколоть нас, отвлечь от выборов, не дать изменить закон о выборах, выдвинуть на выборах как можно больше кандидатов. Бюллетени и избирательные комиссии у них в руках, а значит 7-8 кандидатов это в их интересах. Сталинское изречение и тут истина.

Сегодня, есть вероятность создания новой партии – партии Нового Таджикистана, так как пока прозвучало намерение о создании новой партии во главе с Зайдом Саидовым. Это партия остается еще загадкой. После проведения учредительного съезда, принятия программных документов, избрания руководства и, главное, по факту ее регистрации или не регистрации в минюсте РТ, потом можно увереннее сказать и о силах, кто стоит за этой партией. Правда, сложно предугадать, как будут развиваться события дальше, поскольку 19 мая Зайда Саидова арестовали прямо в аэропорту Душанбе, в тот момент когда он вернулся из поездки по Европе, где сопровождал спортивную команду по настольному теннису.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Владимиром Путиным , Эмомали Рахмоном

04.07.2013 19:48

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
$7,36 млрд

внешнеторговый оборот Кыргызстана за 2014 год

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Сентябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30