Эти идеи могут принести вполне реальные дивиденды, включая денежный интерес. «Левые» идеи всегда были популярны на Западе, а сейчас еще и набирают силу, считает политолог Марат Шибутов. Но этот факт почему-то проскользнул мимо внимания отечественной политической элиты.
— Одна из особенностей мышления казахстанского политического класса — это непонимание, насколько левая идеология, даже в формате маоизма и троцкизма, популярна на Западе и насколько она там влиятельна, — написал Шибутов в Telegram.
Между тем именно это непонимание мешает нам зарабатывать дивиденды, причем не только политического, но даже и экономического свойства. Об этом политолог сказал в интервью порталу 365info.
Социалистические идеи были бы популярны и без СССР
— Марат, в каких именно странах «левые» действительно популярны и влиятельны? Если брать именно развитые государства, а не Венесуэлу с Кубой?
— Да практически во всех. Когда мы жили в СССР за «железным занавесом», то почему-то были уверены, что на Западе преобладает буржуазная идеология. Правый консерватизм, правый либерализм и тому подобные. Да, писали и про существующие там сильные левые политические силы, но мы считали, что это просто наша отечественная пропаганда. Оказалось, что все это правда, но наши политики и теперь этого не понимают.
Нужно помнить и понимать, что сама левая идеология – это тоже западный продукт. Просто «выстрелила» именно в России, почему и появился Советский Союз, но родом идеи именно оттуда. Про Маркса ведь все знают.
Сейчас на Западе все так же множество левых партий, причем самого различного толка. И социал-демократы, и коммунисты, и даже «зеленые» — которые на самом деле тоже левый спектр.
— Все-таки хотелось бы конкретных названий стран.
— Например, Франция – это вообще один из столпов левых партий. Университетская профессура в англо-саксонских странах почти вся «розовая», а то и откровенно красная. Часть радикальных демократов вообще левее нашего КНПК. А у нас про западную политику до сих пор старые стереотипы.
— Есть мнение, что популярность и влиятельность левые идеи на Западе начали обретать только после крушения Советского Союза.
— Это неверное мнение, такое положение сложилось исторически, эти идеи всегда обладали и тем, и другим. И я уже говорил, что мы просто одно из ответвлений мирового тренда. На самом деле и без СССР были идеи вполне популярны.
— Популярность идей в обществе — это одно, а по настоящему сильные партии — уже несколько другое.
— В некоторых странах это вообще господствующая политическая сила. Социалисты сколько уже лет побеждают во Франции. Олланд, Миттеран – все левые.
Но у нас все сделано по лекалам той же «техасской школы либерализма», которые действительно правые. Мы не видели калифорнийских экономистов, английских, которые вообще сталинисты и маоисты. Иначе бы все стереотипы пропали.
Вместо критики прошлого могли бы устроить «красный туризм»
— А есть среди вышеупомянутых какая-то часть, которая склонялась бы именно к советскому варианту государства?
— Конкретно к советскому – нет. Но последние выборы в США показали силу социалистов даже там. Новая волна демократов – фактически социалистическая. Возьмите Александрию Окасию Кортес (самая молодая женщина, избранная в Конгресс США. Ей было 29 лет – прим.) – она тоже левее наших коммунистов.
— Какие у них основные тезисы?
— Во-первых, социальная справедливость, гигантские налоги на богатых и плюс к этому еще экологическая тематика.
— Но частную собственность на средства производства не отрицают.
— Пока еще не отрицают. Но мощный взлет левого движения как раз в США. Они в Демократической партии начинают играть уже главенствующую роль.
— Допустим, популярности «левых» в мире наши политики действительно не понимают. Ну и что? Кому от этого холодно или жарко?
— Это непонимание в целом интеллектуальной моды, которая сейчас в мире. А как следствие, не используются многие возможности, причем получения не только политических дивидендов, но и экономических. Например, так называемый «красный туризм». То есть туры по всяческим памятным местам социалистической эпохи.
Мы слабо представляем, как устроен мир на самом деле
— Правда, у нас таких не очень много, а вот в Москве, Питере, Минске он довольно неплохо развит. Ездят по всем местам, которые как-то связаны с Лениным, Сталиным, Троцким, первым съездом РСДРП и так далее. В основном приезжают китайцы, но и европейцев тоже достаточно. Мы тоже могли бы найти такие.
— С пользой для бюджета понятно. А вот с политическими дивидендами не очень.
— Например, мы не взаимодействуем с Социнтерном (международная неправительственная социал-демократическая организация со штаб-квартирой в Лондоне. В организации состоят более полутора сотен партий из более чем 120 стран мира – прим.). Хотя туда входят весьма влиятельные и эффективные структуры.
Это фактически огромный недостаток партийной дипломатии. Повторюсь, «левая повестка» — это еще и зеленые, и даже феминистки, так что в мире она главенствующая. И от взаимодействия эти дивиденды мы бы получили.
— Есть хоть небольшая надежда, что это все-таки поймут и что-то изменится?
— В ближайшее время вряд ли. У нас вообще сейчас слабо представляют, как устроен мир. С одной стороны очень много конспирологии, а с другой –всяких откровенно устаревших данных. Я бы сказал, что пока тенденций на улучшение нет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus