Казахстанский опыт проведения налоговых амнистий довольно часто получает высокие оценки со стороны аналитиков из разных стран мира. Не исключено, что и результаты новой подобной акции станут предметом их пристального внимания.
«Держи меня, соломинка, держи»
1 января текущего года по инициативе Елбасы в Казахстане стартовала налоговая амнистия для субъектов малого и среднего бизнеса. Такое решение было продиктовано тем, что к осени прошлого года более 90 тысяч отечественных предприятий малого и среднего бизнеса оказались в неоднозначной ситуации. Перед ними остро встал выбор из двух зол – либо банкротство в ближайшей перспективе, либо уход «в тень».
Причина – в накопившихся гигантских долгах перед казной по налогам. Речь шла о сумме, превышающей 200 миллиардов тенге. Но и это еще полбеды. Несвоевременное исполнение налоговых обязательств стало для бизнеса фактически удавкой – к основным долгам добавились пени и штрафы, размер которых достиг 130 миллиардов тенге…
Для многих предпринимателей это стало неподъемным бременем. На помощь им пришло государство, принявшее решение списать должникам пени и штрафы – те самые 130 миллиардов тенге – при условии уплаты ими основной суммы налога.
Спасательный круг был брошен, и за него ухватились десятки тысяч предпринимателей. По официальным данным, озвученным на этой неделе представителями Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, уже почти 38 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса воспользовались предоставленным шансом «вернуться к нормальной жизни». Общая сумма погашенной ими задолженности по налогам составила 7,5 миллиарда тенге, а подлежащие списанию размеры пений и штрафов – соответственно 2 миллиарда и 99 миллионов тенге.
Амнистия продолжится до 31 декабря текущего года, и представители государственных органов небезосновательно рассчитывают на то, что к этому процессу успеет присоединиться большое количество представителей малого и среднего бизнеса.
- Можно только приветствовать такие инициативы со стороны государства, - говорит индивидуальный предприниматель Нуржан А., арендующий небольшое помещение под продуктовый магазинчик в одном из «спальных» районов Алматы.
– Я себе и хозяин, и работник, и главный бухгалтер, и нередко при уплате налогов, сдаче документации случаются ошибки, а, следовательно, появляются пени и штрафы, которые растут как на дрожжах и усложняют жизнь.
Например, за несвоевременную сдачу отчета в налоговые органы мне как индивидуальному предпринимателю грозит штраф почти в 80 тысяч тенге… Конечно, в моем случае речь не идет о заоблачных суммах, хотя для меня и это много. К тому же бывают разные ситуации.
Например, моя теща когда-то открыла ИП. Но никакой деятельности оно не вело, поэтому она передумала и решила его закрыть. Закрыла и успокоилась. А через несколько лет выяснилось, что сделано это было некорректно, и на ИП повис приличный долг по социальным отчислениям, а соответственно и пеня по ним…
Проконсультировались с юристами, бухгалтерами и пришли к выводу, что долг придется платить. Сейчас подкопим денег и рассчитаемся. А вот по пени попадем под амнистию. И для нашего семейного бюджета это более чем серьезно. Хорошо и то, что, как нам объяснили, самим в налоговую инспекцию бегать не надо. Главное - оплатить долг, а списание пени и штрафов произойдет затем автоматически.
Безусловно, предприниматели, в силу разных причин оказавшиеся в долговой яме, только выигрывают от принятого на самом высоком уровне решения «понять и простить». Для них это долгожданный шанс вернуть свою деятельность в правовое поле, снять ограничения, наложенные налоговыми органами, и снова начать уверенно смотреть в будущее.
Впрочем, налоговая амнистия – это, так сказать, дорога с двусторонним движением, поскольку плюсы от ее проведения получает и государство. Это сокращение теневой экономики, пополнение бюджета дополнительными поступлениями, улучшение бизнес-климата, усиление налоговой дисциплины, возвращение предпринимательства в правовое поле, сохранение предприятий и предотвращение потери рабочих мест от возможного банкротства и ликвидации субъектов бизнеса, не справившегося с долговым бременем.
В поисках золотой середины
Следует сказать, что налоговая амнистия – один из самых распространенных во всем мире инструментов для перезагрузки отношений государства и бизнеса. К нему часто прибегают как развитые страны (США, Италия, Франция), так и развивающиеся – Индия, страны Латинской Америки. Всерьез и надолго «прописались» такие методики и на постсоветском пространстве. Налоговые амнистии в разные годы проводили Россия, Армения, Грузия, Азербайджан. В Казахстане такая акция инициирована уже в четвертый раз.
Та форма амнистии, которую практикуем мы, нередко подвергается критике как внутри страны (мол, слишком половинчата, и если уж прощать долги, то полностью, а не ограничиваться списанием штрафов и пени), так и за ее пределами (дескать, слишком частое проведение таких «спецопераций» подрывает национальную систему налогообложения и доверие к ней со стороны граждан).
Но, как известно, сколько людей – столько и мнений, тем более что у всех участников экономических отношений разные, часто полярные, интересы, и какого-то идеального, устраивающего всех варианта не может быть в принципе. И если говорить конкретно о казахстанском варианте, то можно с уверенностью констатировать, что в условиях нашей страны он является наиболее оптимальным.
Налоговая амнистия по-казахстански позволяет сохранять так нужный всегда и во всем баланс: прощая одних, она не бьет по рукам других, филигранно обходя острые углы, априори заложенные в суть подобного рода акций.
Государству удалось нащупать ту самую золотую середину, которая одновременно позволяет и протянуть руку помощи недобросовестным налогоплательщикам, и не подорвать доверие тех предпринимателей, которые добросовестно и своевременно исполняют свои обязательства перед бюджетом. Кстати, о необходимости именно такого подхода говорил и первый президент Казахстана, озвучивая в прошлом году свое послание народу.
С этой точки зрения своеобразным буфером служат ограничения, согласно которым ряд лиц и предприятий ни при каких условиях не могут воспользоваться помощью со стороны государства. Если говорить о текущей амнистии, то речь идет о крупных налогоплательщиках, подлежащих налоговому мониторингу, о недропользователях (за исключением тех, кто занимается добычей подземных вод и лечебных грязей), о производителях подакцизной продукции. Прощать долги нефтяным и водочным королям никто не собирается, и это обстоятельство позволяет обществу трезво оценивать необходимость помощи мелкому предпринимательству.
Но помимо сохранения доверия населения к системе налогообложения и к государству в целом, нам удалось и другое – получать стабильный, растянутый во времени эффект. Об этом говорят статистические данные: 70 процентов участников налоговой амнистии, закончившейся в 2015 году (в ходе которой, стоит уточнить, было списано более 140 миллиардов пеней и штрафов), за все прошедшее после этого время ни разу не попадали в списки должников по налогам…
Правила комментирования
comments powered by Disqus