90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

О чем реформы в Казахстане?

10.07.2013 22:09

Политика

О чем реформы в Казахстане?

Недавно в Казахстане произошли несколько важных политических событий, нуждающихся в анализе. В начале июля ЦИК Республики объявил, что в августе этого года состоится переизбрание 2457 казахстанских акимов, что составляет более 90% от их общего числа.  А всего за несколько дней до этого Мажилис – нижняя палата Парламента – одобрил законопроект об органах внутренних дел, согласно которому за внутренними войсками МВД закрепляется статус вооруженного формирования.

Войскам, в случае принятия закона, будет позволено использовать на ряду с огнестрельным боевое оружие, а самое важное – им будет дано разрешение применять это оружие без предупреждения. Одновременно предлагается изъять из гражданского оборота травматическое оружие и перевести его в разряд служебного.

Эти нововведения указывают на централизацию власти в руках правящей верхушки и являются частью более широкомасштабных сдвигов в социально-политической жизни Казахстана.

Как и все центральноазиатские республики, Казахстан рано или поздно столкнется с проблемой переизбрания президента. Несменяемый Нурсултан Назарбаев получил бразды правления в 1989. Хотя конституция предписывает лишь два президентских срока, в соответствии с поправками в конституционном законе 2010 года Назарбаев может быть переизбран сколько угодно раз, пользуясь правом провозглашенного «Первого Президента и Йелбасы (лидера нации)».  Кроме того, поправки к уголовному кодексу запрещают «публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента», в том числе в средствах массовой информации. Одновременно подлежит наказанию «воздействие в какой бы то ни было форме на Первого Президента или совместно проживающих с ним членов его семьи с целью воспрепятствовать его законной деятельности». Как показывает опыт, «какая бы то ни было форма» и «законная деятельность» - понятия очень ёмкие. Любопытно, что модификация законодательства была тонко введена в действие через пару месяцев после обрушившейся на соседний Кыргызстан революции. Курманбек Бакиев оказался не столь прозорлив как коллега-сосед, и был вынужден бежать из страны, потеряв свое прибыльное имение и многоотраслевой семейный бизнес. Что касается Назарбаева, формулировка вышеобозначенных законодательных актов защищает его персону – как частное лицо, так и служителя государства – от любого возможного посягательства и практически ставит на один уровень с монархами. На выборах 2011, бойкотированных оппозицией, он победил с невероятным преимуществом, набрав более 95% голосов. Несмотря на бьющую рекорды явку, международные наблюдатели в своих докладах зафиксировали административное давление на электорат, угрозы в адрес партий и воспрепятствование деятельности наблюдателей. Посему, обсуждение президентских выборов 2016 года в сущности касается не столько борьбы кандидатов за голоса избирателей, сколько внутриэлитного противостояния и дальнейшего укрепления корпоративной власти Назарбаева.

Сейчас Назарбаеву 73, но похоже он не собирается расставаться с президентским троном. Дебаты на тему передачи власти более всего напоминают переход в мир иной: персонификация власти настолько безоговорочная, что никакого сценария развития событий аналитики однозначно предложить не могут. Но тем не менее, перетасовки в рядах силовиков и гражданских деятелей последнего года требуют разбора для того, чтобы набросать некоторые черты казахстанской системы правления.

Клановый бизнес

В ответ на критику, что его родственники занимают ответственные посты в правительстве и владеют крупным бизнесом, Назарбаев ответил следующее:

Относительно членов моей семьи. Они, как и другие граждане, имеют право работать по избранной специальности либо находиться на общественно-политической работе, заниматься бизнесом. Но так же, как и все другие казахстанцы, не должны нарушать закон, перед которым все граждане равны.

По этой причине (равенство перед законом), зять Йелбасы Тимур Кулибаев, уличенный WikiLeaksв контроле над 90% казахстанской экономики, потерял свою престижную позицию председателя совета директоров Самрук Казына. Когда-то фонд национального состояния и сегодня – акционерное общество, этот холдинг контролирует 100% активов таких предприятий, как нефтегазовый монополист КазМунайГаз, железнодорожная компания Казахстан Темир Жолы, Банк Развития Казахстана и т.п., производящих  совместно 23% казахстанского ВВП.

Кулибаев был уволен вследствие акций гражданского неповиновения в городе Жанаозен, расположенном в Мангистауской области на богатом нефтью западе страны. С мая 2011 года нефтяники бастовали против низких зарплат и плохих условий работы (особенно по сравнению с китайскими сотрудниками). Во время критической фазы от рук правоохранительных органов погибло 16 человек. Интернет и телефонная связь в городе были отключены, поэтому виновных в отдаче приказа действовать жестко выявить не удалось.

Вместе с Кулибаевым должностей лишились аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев и Президент КазМунайГаз Болат Акчулаков. Хотя власти и заявляли, что данные персоны в случившемся не виноваты, их смещение как бы должно было доказать, что в клике президента неприкасаемых нет. Однако, ни один из чиновников, обвинявшихся народом в коррупции и злоупотреблении властью, не был наказан. Сегодня все из вышеперечисленных занимают очень приличные должности: Акчулаков – заместитель министра нефти и газа, а Кушербаев – аким Кызылординской области. Вместе этого наказанию подверглись несколько членов оппозиции (позже приговор был смягчен). Назарбаев, комментируя обвинение, заявил, что «это был самый банальный спор между рабочими и работодателями, что происходит во всем мире. Его можно было разрешить, но преступные элементы, которые преследовали свои личные цели, сделали так, чтобы это столкновение было с кровопролитием».

Что касается Кулибаева, обладателя развитого диверсифицированного бизнеса и состояния в $1,3 млрд., в 2012 Forbes поместил его на 1107 позицию самых богатых людей в мире, а также назвал второй самой влиятельнойфигурой в Казахстане. Место самых состоятельных жителей земли он разделил со своей супругой Динарой, дочерью президента.

Также рейтинг ForbesKazakhstanназвал другую дочь президента, Даригу Назарбаеву, №13 среди самых состоятельных в Казахстане, и внука президента, Нурали Алиева, №32. Оба контролируют значительную часть рынка телекоммуникаций, СМИ и финансового сектора Казахстана. В мае 2010 года они покинули состав акционеров банка Нурбанк, вслед за революционными событиями 2010 в Кыргызстане. Тогда сын свергнутого кыргызского президента, Максим, потерял контроль над банком АзияУниверсалБанк. Ныне Максим и его партнеры разыскиваются Интерполом за мошенничество и отмывание денег посредством упомянутого банка.

Младший сын Дариги Назарбаевой, Айсултан, – выпускник престижной Британской Королевской Военной Академии Сандхёрст, прославившейся своими выпускниками голубых кровей с известными именами. Вскоре состоится свадьба Айсултана и дочери еще одного казахстанского нефтяного магната Кайрата Боранбаева, генерального директора КазРосГаз. Эта компания, в свою очередь, принадлежит уже упомянутому холдингу КазМунайГаз и российскому гиганту –  Газпрому. Тимур Кулибаев, про которого уже тоже говорилось, среди всего прочего является и членом совета директоров Газпрома. Однако, отец жениха, Рахат Алиев, скорее всего не сможет посетить церемонию. Бывшего зятя Назарбаева ожидает 40 лет заключения в случае возвращения в Казахстан за убийства и попытку государственного переворота. Также Алиев в 2013 году столкнулся с неприятностями за границей: на Мальте его обвиняют в отмывании денег на сумму €100 миллионов. До разрыва отношений с Йелбасы, Алиев был заместителем министра иностранных дел и представителем Казахстана при ОБСЕ. В 2006 году, все еще в Казахстане, он на полном серьезе предложил упразднение республики и внедрение монархии.

Младшая из дочерей президента, Алия Назарбаева, поддерживает имидж светской дивы. Она владеет спа-центром в Алматы и занимается дизайном претенциозных и очень недешевых ювелирных изделий, в том числе совместно с итальянской Damiani.

Укрепление власти

Начало 2013 года в Казахстане было отмечено новым раундом кадровых ротаций элит, начавшихся еще в сентябре прошлого года. Перетряска персонала, предполагается, была нацелена на консолидацию власти в руках Назарбаева. Общие задачи следующие: лишение акимов (губернаторов и мэров) чрезмерных полномочий, ограничение независимости представителей элит, подчинение силовиков – словом, замыкание власти на президенте.

Состав клики не претерпел существенных изменений – внутренний круг приближенных Назарбаева вообще не меняется много лет. Скорее, перетасовка закрепила баланс сил таким образом, что исключаются свободные шаги кого-либо. Упомянутые гражданские беспорядки в Жанаозене, а также целый ряд террористических атак в 2010-2011гг., несмотря на отсутствие массовых жертв, открыто показали уязвимость центрального аппарата и катализировали реорганизацию властных институтов. Пробел в системе безопасности и недостаточную субординацию элит ликвидировали в несколько приемов. Процесс все еще продолжается.

Одним из существенных изменений было создание Министерства регионального развития и назначениеБактыжана Сагинтаева его министром и первым вице-премьером. Эта фигура получила широкие полномочия по контролю над деятельностью региональных элит. Бывший министр экономического развития и аким Павлодарской области, считается, обладает достаточным опытом для сегодняшней позиции. В подтверждение тезиса об усилении контроля над регионами – заявленные на август выборы в акиматы Казахстана, которые предположительно сохранят лишь верных людей, вычищая политическое пространство.

Две чрезвычайно влиятельных фигуры назарбаевского окружения, Марат Тажин и Карим Масимов, также получили новые посты с прямым доступом к президенту, создавая противовес друг другу. Тажин стал государственным секретарем, подчиняющимся непосредственно Йелбасы. Ранее, в сентябре прошлого года, бывший премьер Карим Масимов был назначен руководителем администрации президента. За два десятилетия независимости казахстанцы не сменили ни одного президента, но восемь раз меняли премьера. Один из них – Акежан Кажегельдин – живет в изгнании; еще один – Касым-Жомарт Токаев – генеральный директор отделения ООН в Женеве. Тажин, который среди прочего побывал министром иностранных дел и секретарем Совета Безопасности республики, теперь контролирует политические процессы как внутри так и вне Казахстана. С другой стороны он сдерживает Масимова, поскольку предыдущий глава президентского офиса,Аслан Мусин, получил слишком много власти на своем посту. Последний, кстати, был понижен до уровня председателя счетного комитета, осуществляющего финансовый контроль за исполнением бюджета.

В конце января Назарбаев провел совещание с казахстанскими силовиками, на котором было предложено усилить роль ВС в обеспечении безопасности государства посредством применения новой кадровой политики правоохранительных органов. За этим последовала реформация сил безопасности, дополняющая перетряску в рядах гражданских чиновников. Ранее, в декабре 2012 года, парламент принял поправки в законы, касающиеся оптимизации управления и унификации военно-административной системы внутренних войск МВД. А совсем недавно, в июле, нижняя палата парламента одобрила законопроект, вызывающий наибольшее беспокойство у экспертов. Изъятие из продажи травматического оружия, а также разрешение на использование правоохранительными органами огнестрельного и боевого оружия без предупреждения, выглядит не слишком демократично. Зато может помочь предотвратить повторение событий в Жанаозене.

В целом, обозначенная реорганизация властных институтов преследует стабилизацию институтов власти, равномерное распределение полномочий между правительственными инсайдерами и их консолидацию вокруг Йелбасы.

Усиление власти Назарбаева, согласно мнениям аналитиков, совпадает с ростом недовольства населения в отношении непопулярной социально-экономической политики. Но малочисленная и разобщенная оппозиция слишком слаба для мобилизации населения. Несомненно, президентская команда отслеживает рост накала. Поэтому определенное улучшение человеческого благосостояния будет приоритетным направлением работы правителей богатого нефтью Казахстана. Например, в декабре 2012 года Назарбаевым был предложен Новый политический курс состоявшегося государства. Стратегия «Казахстан-2050». Спрос на оппозицию также очевиден, в связи с чем можно предположить создание слабой прикормленной оппозиции. Подконтрольные оппоненты могут очень комфортно провоцировать общественное недовольство в ответ на действия некоторых вороватых властителей. А всемогущий Назарбаев, защитник простых смертных, расправлялся бы безжалостно с обидчиками народа – в стиле российской ручной внесистемной оппозиции.

Заключение

Йелбасы, яркий как солнце на флаге Казахстана, затмевает своим правлением все политическое пространство в стране. И нет оснований полагать, что в ближайшем будущем он собирается на пенсию. Скорее наоборот: реорганизация эшелонов власти преследует построение такой системы сдержек и противовесов, которая бы замкнула все политические рычаги на президенте. С другой стороны реформа спровоцирована ростом неудовлетворенности населения ввиду коррупции, непотизма и неравномерного распределения доходов от нефтедобычи. Оптимизация работы силовых ведомств направлена на исключение участия населения в политическом процессе путем протестов, мирных или не очень.

Вместе с тем, становится более осязаем дефицит человеческих ресурсов в верхах. Выбор верных сторонников президента строго ограничен: представители президентской свиты не только не менялись десятилетия, все они полностью взаимозаменяемы. Вместо притока свежей крови происходит постоянная рециркуляция одних и тех же ресурсов и смена кресел. Финансовые потоки и экономика, большей частью основанные на добыче углеводородов, контролируются членами семьи Назарбаева.

Казахстан сегодня принято считать островом стабильности в Центральной Азии. Стремительно растущая экономика страны создает притягательный имидж для обильных зарубежных инвестиций и оставляет далеко позади соседние Кыргызстан, Таджикистан или Узбекистан. Политическая сообразительность и хитрость верховного лидера также позволяет избежать неудач соседей.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

10.07.2013 22:09

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Наталья Владимировна Никитенко

Никитенко Наталья Владимировна

Депутат Жогорку Кенеша КР VI созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$3,7 млрд

- объем товарооборота между Россией и Узбекистаном в 2012 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31