Кому-то такая постановка вопроса покажется или провокационной, или невежественной. Но, поверьте, именно сейчас впору спросить именно так: существует ли в России исламское образование… и каким оно должно быть? Об этом спрашивают сегодня друг друга как сами российские мусульмане, так и государство, которое продекларировало приоритет получения знаний об исламе не заграницей, а именно в родных стенах.
«Не хочу учиться, а хочу…»
Актуальность проблемы выявило недавнее сенсационное заявление нового главы главного московского исламского вуза. По словам ректора Московского исламского университета (МИУ) Дамира Хайретдинова, по итогам МИУ 2012 года выпускники пошли работать "на базары и стройки", и "никто не пошёл на работу имамом, хотя на их обучение тратились ресурсы и труд преподавателей". К этой печальной сенсации необходимы сразу два замечания.
Во-первых, не во всех вузах России, нацеленных на мусульманское образование, картина столь безысходна. Второе – в этом «минусовом результате», озвученном Хайретдиновым, виден плод «работы» не только его предшественника, но и всей системы в целом. Так что спасибо ему за честную констатацию факта. Увы, пусть не в таких масштабах, но проблема трудоустройства, реальная востребованность выпускников в реальной умме и реальная отдача от вложений в образование – налицо по всей стране.
Если очень кратко сказать об истоках такого положения, то видится такая историческая картина. С момента зарождения ислама в разных регионах будущей Российской Федерации складывались непохожие друг на друга образовательные традиции. Разница в мазхабах, отношении к суфизму, своеобразие государственного развития и местной культуры доисламского периода – всё это в сумме накладывало отпечаток.
Но при вхождении в орбиту российской государственности часть школ была уничтожена (прежде всего в Поволжье со времён Ивана Грозного), а часть продолжала свою самобытность. Имперское правление до 1917 года даже и не ставило задачи унификации разнообразных образовательных школ мусульман на своей территории. Советский атеизм «решил задачу» резко по-коммунистически: уцелели от закрытия лишь бухарское медресе Мир и-Араб да ташкентский институт имени Аль-Бухари. Там обучалась вся масса будущих служителей ислама СССР, даже толком не владеющих узбекским языком. Уровень был «на грани терпимого», ибо советская власть ставила задачу «постепенного изживания религии». Узбекские оазисы были «последними очагами средневекового мракобесия».
Но Всевышний, по Своей милости, не дал мусульманам полностью потерять все копившиеся веками традиции. Начавшаяся Перестройка, демократизация, утверждение принципов свободы совести ситуацию резко изменили. Религии получили свободу. Государство в России практически дистанцировалось от образовательных процессов уммы. И что получилось?
С одной стороны – свобода. С другой – пустыня на месте бывших некогда традиций.
И в эту пустыню потянулись в первую очередь разнообразные (сразу из разных стран и от разных школ!) «бедуины от образования». Государство забило тревогу – ведь под благородным предлогом нередко выявлялись совсем не благородные цели – и были получены негативные последствия… Всё более явно проявлялась мудрость старинной пословицы: «кто не кормит своего солдата, будет кормить чужую армию», а в нашем случае «кто не позаботится о своём имаме, получит для своих детей непредсказуемых наставников»…
Так на рубеже 21 века (как бы неожиданно для всех) созрела потребность создать заново систему исламского образования в новой демократической России с её новыми реалиями. Это не могло быть просто «возрождением старого», или «копированием чужого» – нет, только поиском, творческим синтезом чего-то нового!
Вот в чём «предыстория нынешних неудач».
«А у нас в квартире – газ. А у вас?»
Как же решить эту новую творческую задачу, дающую огромные и на многие десятилетия действующие последствия? К примеру, ныне в мире известны два основных подхода к исламскому образованию: 1) сугубо религиозные вузы, как это имеет место во многих арабских странах, в Турции, Иране, Индонезии и Малайзии; 2) светские вузы с религиозными предметами – по такому пути пошли в некоторых странах Европы.
У нас же, в России, в последние годы начало складываться нечто среднее: исламские вузы плюс вузы-партнёры, между которыми предполагается не конкуренция, а сотрудничество.
В 2007 году при поддержке правительства и при ясном осознании, что сама умма на руинах постимперского и постсоветского разрушения мусульманских педагогических традиций сама не справится с их возрождением, мы (мусульмане и госслужащие) приступили к реализации широкомасштабного проекта создания системы мусульманского религиозного образования и мусульманского организационно-кадрового обеспечения в масштабах всей страны. Что это значит?
Были приняты соответствующие нормативные акты, в частности, Приказ Министерства образования и науки РФ «Об обеспечении подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама». Были даны конкретные указания конкретным вузам – кто кому и какую оказывает помощь. Всё это делалось на основании громких заявлений о вреде «чуждых» подходов к изучению ислама и необходимости получения исламского образования именно внутри России. Казалось бы, стратегия была осознана, а к тактической реализации даны ясные задачи и инструменты. Однако…
Однако, если посмотреть на результаты – становится очевидным, что «свои» подходы, оформившиеся в конечный продукт, в России до конца не всё ещё сформировались. Прежде всего – речь идёт о ничтожно малом количестве выпускников с качественным профессиональным религиозным образованием, идущем работать по специальности.
В каждом отдельно взятом учебном заведении ислам изучается по мере квалификации и добросовестности преподавателей по индивидуальным программам. До сих пор нет чётких образовательных стандартов, не говоря о качественных учебниках. Даже продолжительность обучения варьируется от одного до шести лет.
Так что же тормозит развитие?
Ответить на этот вопрос может только дискуссия среди экспертов и практиков. Предложу первые приходящие в этом направлении наблюдения.
А каково образование самих лидеров и ведущих педагогов наших исламских вузов? Всегда ли оно профильное, есть ли богословы с мировыми статусом? Чтобы никого не обижать, примеры приводить не стану… – всё очевидно.
Красноречивый пример – ныне на всю Россию есть лишь один доктор шариатских наук, да и то получивший знания за границей. «Декан отделения исламского богословия Московского исламского университета Гасанов Магомедбасир Шамилович 2 января 2013 года защитил докторскую диссертацию в области сравнительного права в университете Аль-Азхар (Каир, Египет). Тема работы (в переводе с арабского языка): «Аналитический разбор спорных вопросов между двумя реформаторами шафиитского мазхаба шейхов Ар-Рафии и Ан-Навави в свете четырёх мазхабов». http://www.miu.su/archives/4303
Недаром активист исламского образования, ректор Нижегородского исламского института имени Фаизханова Дамир Мухетдинов в своём ЖЖ так прокомментировал это событие: «Тут вдруг выскочила ещё одна напасть на рубеже 20-21 веков – сепаратисты-террористы на Кавказе нацеливают свои удары в первую очередь на учёных имамов, и умма, не успев подрасти, теряет и теряет вставших на путь учёности, нашу надежду… Каков итог? Народ без аристократии духа, без алимов веры – неизбежно деградирует. Таков закон любого общества… И как мы хотим видеть сейчас массу «этнических мусульман» достойными своих исламских имён и своих предков? Да, имам-хатыбы постоянно говорят в хутбах о ценности знаний, о величии алимов… но пока мы «говорим лишь халва-халва, а во рту от этого слаще не становится!»
Так в целом в умме. А что со стороны государства, которое имеет свои резоны участвовать в этом процессе? Увы, оценить социальный эффект подготовки исламских кадров в светских вузах также пока не представляется возможным. Сколько подготовлено специалистов с начала реализации проекта в 2007 году? В какие сферы они пошли работать? Кто из них стал имамом мечетей или работает на стыках «общество-государство-мусульмане» или «бизнес-общество-мусульмане»? Здесь больше вопросов, чем внятных ответов.
И это при том, что денег истрачено уже немало. Государство выделяет на развитие исламского образования значительные средства. По имеющимся данным, объёмы финансирования программы составляют один миллиард восемьсот миллионов рублей.
На все эти животрепещущие вопросы должны отвечать, во-первых, те, кто занимается распределением средств в Министерстве образования, а во-вторых, те вузы, которые эти средства «осваивают» до последней копейки.
В Минобразовании этими вопросами занимается Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики. Для построения эффективной работы чиновники этого департамента совместно с исламскими и светскими вузами, и другими заинтересованными сторонами должны обладать чёткими представлениями о развитии мусульманского образования, пониманием принципов функционирования создаваемой ими системы – от построения сотрудничества исламских и светских вузов до распределения бюджетных средств.
Пока же бросается в глаза – к глубокому сожалению! – отсутствие такого понимания.
На этом фоне специалисты с углублённым знанием истории и культуры ислама идут работать… на стройки, а проповедями в мечетях… занимаются «энтузиасты», за которыми вполне могут стоять или наивное невежество, или своекорыстные мелкие интересы, или просто-напросто интересы иных стран и не всегда любезных России движений...
Что ж, «кто не заботится о своём солдате, о своём имаме…»
Правила комментирования
comments powered by Disqus