Кто у кого на поводу?
США давно присматриваются к потенциальным возможностям, открывающимся для них в Центральной Азии. Нацеленность на усиление своего влияния вызвана желанием ослабить позиции Китая и России.
Как передает источник из туркменских дипломатических кругов, посол Туркменистана в США Меред Оразов убежден, что президент Курбанкули Бердымухаммедов удовлетворен нынешним состоянием отношений между двумя странами. Так, в сентябре 2018 г. во время визита в США его шеф встречался с представителями американских компаний: «John Deere», «General Electric», «Boeing», «Lindsay Corporation», и Аркадаг удостоверился в неснижающемся интересе западного бизнеса к Туркменистану. Однако политика закрытости Ашхабада не дает ясности относительно каких-либо перспектив проникновения заокеанских бизнесменов в Туркменистан, хотя последние настроены не упустить для этого даже малейшую возможность.
Вместе с тем, во время прошлогодней сентябрьской поездки К. Бердымухаммедова в США, ему якобы предлагали встречу с одним из руководителей Госдепартамента. Американцы для этого не нашли никого выше, чем первый заместитель помощника госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс, что оскорбило Бердымухаммедова, и… последний от встречи отказался. В ответ Госдепартамент США «отомстил» еще большим снижением уровня собеседника до и.о. зам. помощника госсекретаря США по делам Центральной Азии Эмилии Пума. В конце октября 2018 г. возглавляемая ею делегация посетила Ашхабад для политических консультаций.
Госдепартамент США через туркменского посла настойчиво пытается продвинуть необходимость изменения политики в правозащитной области и выражает готовность помочь направить соответствующие неправительственные организации в Туркменистан. Учитывая же политические реалии, Ашхабад вряд ли это допустит в обозримом будущем.
США продолжают настаивать, что при отсутствии существенных изменений в области соблюдения прав человека убрать Туркменистан из госдеповского списка «антидемократий» будет невозможно, что, по словам тех же американцев, по сути санкцией не является, но бьет по репутации Ашхабада на международной арене.
В свою очередь, новый посол США в Туркменистане Мэтью Климов, выступая 16 мая перед Сенатом, подчеркнул, что будет продвигать долгосрочные интересы Америки в этой стране. Акцент был сделан и на потенциальные угрозы Туркменистану со стороны соседних ему Афганистана и Ирана.
Не только Туркменистан, но и весь регион
Как известно, американцы давно присматриваются к потенциальным возможностям, открывающимся для них в Центральной Азии. Нацеленность на усиление своего влияния вызвана желанием ослабить позиции Китая и России. Для этого Белый дом пытается показать, что только сотрудничество с США приведет к ощутимому улучшению уровня жизни в бывших советских республиках.
По некоторым данным, в ряде случаев послы центральноазиатских стран все-таки идут на поводу у настойчивых заокеанских наставников, обещающих «денежный дождь». В этом аспекте примечательна их вашингтонская встреча с вышеупомянутой Э. Уэллс и ее заместителем Д. Хэнником, состоявшаяся в конце мая, на которой обсуждался ряд вопросов, причем по некоторым пунктам весьма эмоционально.
Как передает источник, озвучивая вопрос региональной безопасности в контексте угрозы терроризма из Афганистана и пропаганды экстремистских идей, американцы особо выделили действия на этом направлении правительств Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Говорилось о важности принудительного возврата в Центральную Азию граждан, примкнувших к боевикам, из Сирии и Афганистана.
Американцы приветствовали действия властей Узбекистана, предоставивших самолет для 170 своих граждан, депортированных из Сирии, и положительно оценили готовность Казахстана последовать этому примеру. Казахский посол Ержан Казыханов заметил, что прежде всего следует убедиться, являются ли эти боевики гражданами Казахстана. Американцы подчеркнули важность координации совместной работы в данном направлении именно с ними, сославшись на отсутствие опыта у центральноазиатских стран. При этом представители США указали послам на необходимость «гуманного и терпимого отношения к оступившимся гражданам».
Э. Уэллс достаточно эмоционально высказалась относительно того, что Россия якобы старается дискредитировать роль США в Афганистане. Она пыталась опровергнуть сообщение МИД РФ о том, что «неопознанные вертолеты», передислоцирующие силы террористов на территории Афганистана, принадлежат армии США.
Узбекский посол Жавлон Вахабов предложил приглашать главу диппредставительства Афганистана для обсуждения вопросов о террористической угрозе, исходящей из этой страны. Э. Уэллс поддержала данную инициативу, однако туркменский посол Меред Оразов высказался против, сославшись на необходимость решения некоторых вопросов в рамках исключительно двусторонних контактов.
Анонсируя разработку новой стратегии США в Центральной Азии, Э. Уэллс подчеркнула растущую значимость региона в стратегических планах правительства США и выступила против навязывания Китаем и Россией своего влияния в регионе. При этом она обозначила, что в документе речь идет не о противодействии России и Китаю, а о помощи социально-экономическому благосостоянию и поднятии уровня жизни населения. Однако в итоге всё свелось к тому, что «страны ЦА — это главный оплот для набора боевиков террористическими организациями со всего мира».
Также была озвучена необходимость проявлять осторожность в оценке политики Китая «один пояс — один путь». Э. Уэллс пыталась убедить послов, что это капкан для их экономик. Впоследствии, в приватном разговоре между собой послы недоумевали: а финансовые вливания американцев в поддержку вышеупомянутой стратегии — не капкан?
Более того, согласно источника, она фактически учинила послам допрос о текущих отношениях их стран с КНР. Также «азиатам» пытались внушить, что после утверждения новой стратегии Вашингтон сможет превысить любые финансовые вливания других геополитических игроков. Тут закономерен вопрос: почему же тогда сейчас этого не происходит? Видимо, не всё так просто в Вашингтоне, как это обещается на публике.
И Европа не отстает от США
Ищет рычаги влияния на центральноазиатские республики и Евросоюз. В ходе визита главы европейской дипломатии Федерики Могерини, прибывшей в Туркменистан для открытия постоянного представительства ЕС, состоялась ее встреча с министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым. Стороны обсудили новую Стратегию ЕС для Центральной Азии, в которой говорится о региональном сотрудничестве, энергетической безопасности, создании благоприятного инвестиционного климата и совместном разрешении экологических проблем.
Евросоюз желает видеть Центральную Азию сильной и стабильной, сказала Могерини. При этом она не уклонилась от обсуждения проектов в области развития транспортных систем и региональной энергетической инфраструктуры, в том числе строительства газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия. Однако, как отмечают эксперты, вряд ли можно ожидать каких-то реальных сдвигов в вопросах сотрудничества со стороны самого Туркменистана: осторожный ашхабадский диктатор помнит, чем закончились «европейские стратегии» для его коллег в Ираке, Ливии, Сирии и некоторых других странах.
К тому же и Евросоюз никак не проявит твердой политической воли. Накануне поездки Ф. Могерини в Ашхабад международные правозащитники вновь попытались напомнить ей о катастрофической ситуации с правами человека в Туркменистана. Однако призывы обратить внимание на многие нарушения, совершаемые властями, явно остались без внимания.
В качестве доказательства туркменское телевидение в течение нескольких дней показывало сюжет о вручении Ф. Могерини подарка — туркменского национального ковра и книги К. Бердымухаммедова, которые были ею с благодарностью приняты. Вывод напрашивается сам собой: видимо, получать подарки, а не продвигать демократию, для еврочиновников стало нормой.
Правила комментирования
comments powered by Disqus