Советы меняли Центральную Азию постепенно — и путь этих реформ достаточно интересен. Особенно интересен посторонний взгляд — например, британских экспертов середины 20-го века. Статья о роли, отведенной центральноазиатским республикам в советской системе, была напечатана в журнале The World Today в 1948 году (The Central Asian Republics – their place in the soviet system). Автор пожелал остаться неизвестным.
Постоянно работая с иностранными источниками, наша редакция обратила внимание, что некоторые материалы про СССР написаны лицами, которые предпочли сохранить анонимность. Учитывая уровень зарубежных СМИ, а также характер и качество материалов, в них размещаемых, считаем, что авторами двигали более серьезные соображения, чем примитивное кокетство. Этот же автор интересен тем, что не слеп в своей оценке СССР. В частности, он отметил и позитивные нововведения советской власти в жизнь народов региона.
Дословно: «Советы, когда распространяют свою пропаганду на колониальные территории (колонии Великобритании — ред.), а также делают какие-то заявления по проблематике колониализма, часто ссылаются на модель своей политики в Туркестане. Региона, который в прошлом был территорией, зависимой от русского царизма.
Сегодня Туркестан разбит на центральноазиатские республики СССР. В статье будет сделана попытка отделить факты от фикции в той информации, что распространяется советской властью о развитии этого региона после революции.
Уроки гражданской войны
Советские лидеры вынесли один важный урок из Гражданской войны: европейская часть России не может поддерживать себя в нормальном состоянии без ресурсов Украины и нефтепромыслов Баку.
В 1920 году Сталин сказал, что Центральная Россия, сердце революции, не выстоит без содействия соседних регионов. Там в изобилии есть сырье разных видов, горючее и провиант.
«…Мы против отделения соседних регионов от России, поскольку для них это будет означать переход в сервитут мира капитализма, таким образом подрывая революционную мощь России…»
Советы восприняли сказанное Сталиным как руководство к действию в применении к колониальным приобретениям царской России. При этом они не связывали себя никакими соображениями о нелицеприятных международных осложнениях и не отказываясь от своей марксистской идеологии.
Зависимые или подчиненные территории царской России стали субъектами федерации или автономными республиками, но практически оставались под контролем Москвы во всех вопросах, которые были выше местного уровня. Марксизм объявил национализм явлением буржуазного происхождения и «острием копья буржуазии». Чтобы любые националистические устремления могли быть легитимно подавлены в интересах пролетарского интернационализма.
Этот аргумент лег в основу мероприятий, направленных против грузинских и украинских националистов, а также мер по подавлению любых проявлений национализма на нерусских территориях СССР. Они были выполнены с драматически эффективным результатом. Сегодня советский режим заявляет, что новая модель отношений Москвы с колониями царской России работает эффективно как в самой России, так и во благо всех народов СССР.
Туркестан до 1917 года
К середине 19 века Туркестан был приведен в подчинение Российской империи и стал последним ее территориальным обретением. Россия тогда работала на укрепление границ между своими сибирскими территориями и степью, откуда шли вооруженные набеги кочевников.
Россия установила контроль над территорией до реки Оксус (Амударья — ред.) и привела местных эмиров к вассальному подчинению, заключив в 1870-1880 гг. некоторое количество соответствующих договоров. Но царская Россия практически не вмешивались во внутренние дела местных.
То, что мы называем Востоком, с его невежеством, коррупцией, неграмотностью, исламской религией, обычаями и традициями и феодальной системой, до революции фактически оставалось неизменным.
Единственным результатом русского правления стало строительство ж.д. сообщений. Русские эксплуатировали хлопковые плантации Туркестана, оттуда сырье шло в перерабатывающие центры на территории Центральной России. Тем не менее при царях передислокации гражданского населения в Туркестан в массовом порядке не было. Как, например, это имело место в Сибири — ввиду географической и климатической разницы между субтропическим Туркестаном и большой Россией.
Колония русских состояла из военных, чиновников, торговцев и технических специалистов, связанных с железной дорогой, шахтами и хлопком. Местные автохтоны являются людьми нерусского происхождения – туркмены, таджики и казахи, народы тюрко-монгольского или персидского корня. В пустынях и предгорьях кочевали племена, занимавшиеся разведением скота.
Советизация региона
Когда в России в 1917 вспыхнула революция, первоначально в Бухаре, Хиве и на территории кочевой степи особых изменений еще не ощущалось. Агенты большевизма не заставили себя долго ждать и вскоре после революции начали распространять свою напористую пропаганду про «порабощение и подавление». Но она не смогла возыметь незамедлительного желаемого результата.
Бухарский эмир держался вплоть до 1920 года, потом был свергнут с престола и бежал в Афганистан. Он отдал свою землю большевикам, организовавшим здесь советскую и пока не социалистическую республику. Тогда имел место резкий контраст между жесткой ликвидацией буржуазии и частной собственности в России и советизацией региона.
Новые либеральные конституции Бухарской и Хивинской республик признавали право на частную собственность и свободу религии. Более того, многие муллы и представители буржуазного класса вошли в состав руководств этих новых советских госформирований.
Право на самоуправление
В 1921 году Советская Россия подписала с обеими республиками договоры о дружбе, по которым признавала их независимость и право на самоуправление. На весь Туркестан набралась пригоршня убежденных коммунистов с весьма слабыми связями с Лениным и его правительством. В то время как в регионе промышленный пролетариат, как опора революции, не существовал. Московская атеистически-социалистическая программа не сильно затронула души мусульман.
Народные республики в Бухаре и Хиве были расформированы в 1925 г., когда все местные народы были разделены на новые административно-территориальные формирования социалистического толка. Всего пять – Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан.
В последующие годы в Москве вырабатывались и принимались фундаментальные решения в области политики, религии и экономики новых социалистических республик. Коммунисты, представляющие местные народы в пяти республиканских партиях, были весьма малочисленны. Об этом свидетельствует официальная статистика в СССР.
Перелом 30-х
Большинство коммунистов – это люди извне, русские или представители других народов России. Даже по сей день (1948 г. — ред.) четверо из пяти секретарей компартий этих пяти республик – русские.
Настоящая борьба между старым миром и советской властью с ее жестким контролем, форсированной коллективизацией и фанатической секуляризацией региона началась в 1930-е гг.
Когда советская власть окончательно укоренилась в других регионах бывшей царской империи, начались массовые закрытия мечетей и медресе, а также активная антишариатская пропаганда.
Советская власть установила свою судебную систему. Муллы стали жертвами репрессий или перешли в режим подпольного существования. Древние и знаменитые центры исламской мысли в Бухаре и Самарканде были лишены своего престижа и доходной базы, а связи Туркестана с центрами мира ислама были насильственным способом оборваны.
В 1941 правительство СССР предприняло меры к достижению примирения с уммой и даже способствовало созданию Духовного управления мусульман, чтобы обеспечить себе поддержку в войне и предотвратить любые волнения и беспорядки. Как, например, восстание племен казахов и киргизов в 1916 г. против царизма.
Таким образом, советизация региона набрала полную силу. Она была и скорее всего продолжает оставаться совершенно чуждой данному региону системой
Стандартизация человека
После многих экспериментов и ошибок система управления во всех пяти новых социалистических республиках обрела четкие форму и контуры. В этой системе есть некоторые достойные достижения и характерные качества, которые только усилили внешний пропагандистский эффект. Но надо отметить, что реальность, особенно на местном уровне, отличается от официальной картины.
В первую очередь советский режим преследует цель создать стандартизированного человека новой формации, гражданина, не привязанного к какой-то национальности и не заинтересованного в усовершенствовании национальной культуры. Такая цель заложена в Конституции СССР и законодательстве этой страны.
Между тем в колониях Великобритании (например в Африке) сохранение национального является идеалом. Платформой для правительств республик Центральной Азии является всесоюзная Конституция. Все национальные конституции смоделированы по ее образу и подобию.
Все республики формально независимы и суверенны и имеют право на выход из СССР. С учетом событий за последние 25 лет, особенно ставших знаменитыми судов над националистами, право на выход представляется утерявшим реальную силу и содержание.
Нет никаких сомнений, что группа граждан СССР, имеющая намерение отделить свою Республику от СССР, будет репрессирована за заговор против советской власти или националистические уклоны.
Независимость по-советски
По Конституции СССР граждане центральноазиатских республик обладают такими же правами, как и граждане старшего брата – России. В Верховном совете, высшем двухпалатном органе, каждая республика представлена двумя типами депутатов. Это делегаты, представляющие каждые 300 000 человек населения, и делегаты, избираемые в Совет по делам национальностей, в котором представлено по 25 делегатов от каждой республики. Это позволяет обеспечивать равное представительство республик, независимо от количества проживающего населения.
Коммунистическая партия на выборах всегда играет решающую роль. Ее кандидаты доминируют во всех списках, а агитация компартии физически стучится в двери каждого избирателя, сбивая его в плотные массы и загоняя на избирательные участки. Если надо, избирательные урны доставляются туда, куда требуется.
Например, на последних выборах в Верховный совет СССР представители от национальных республик Казахстана и Средней Азии все были крупными боссами компартии. Например, тов. Андреев из Туркменистана, который одновременно был членом политбюро, или Лазарь Каганович, еще один член Политбюро СССР, который был выдвинут Узбекистаном и которого с этой республикой связывали ностальгические воспоминания, как много лет назад он твердой рукой устанавливал тут Советскую власть.
Тот же Туркменистан выдвинул 29 депутатов, из которых 14 были крупными административными или партийными чиновниками и 7 – русскими по национальности. Подобные расклад типичен для представительства любой республики.
По Конституции СССР Верховный совет является высшим законодательным органом. Если просто изучить имеющиеся в открытых источниках образцы советского законодательства, можно заключить, что ЦК Компартии СССР фактически играет или параллельную, или эквивалентную Верховному совету роль в области разработки и ввода в силу законов.
Централизованное управление
Если кто-то вознамерится далее анатомически препарировать ткани советского законодательства, такое лицо, коему сомнений крайне мало, сделает вывод, что истоками фундаментальных законов СССР являются рабочие записи, протоколы и прочие документы, сопровождающие деятельность политбюро.
Законодательные и исполнительные полномочия Верховного совета не имеют никаких ограничений ровно настолько, чтобы ограничивать власть республиканских органов управления и сократить их конституционную суверенность до уровня словесной фикции.
Контроль таких жизненно важных сфер, как внешняя политика, оборона (хотя в 1944 Москва разрешила республикам создать свои министерства обороны и иностранных дел), финансы (включая сбор налогов и принятие решений в области распределения финансов), экономическое планирование, а также тяжелая и сложная индустрия, находится в руках не этих псевдосуверенных правительств республик, а соответствующих союзных министерств
В каждом образовании в составе РСФСР созданы симулякры правительственных органов. И данный опыт и модель были реплицированы на Центральную Азию. Каждая из социалистических республик Центральной Азии имеет свои конституцию, законодательную базу и свой Верховный совет, а также министерства и ведомства. Вся эта система идеально воспроизводит модель, распространенную на весь СССР.
Вопросы общественного здравоохранения и поддержания правопорядка находятся в ведении союзных и республиканских министерств, в которых компартия играет доминирующую и направляющую роль. К этой же категории можно отнести легкую промышленность и некоторые секторы пищевой индустрии.
Местные правительства, которые руководят содержанием больниц и школ, строительством и ремонтом дорог и мостов, а также коммунальным хозяйством, находятся в руках местных советов. Они выбираются местными и имеют определенный голос в распределении местных налогов.
Образование для всех
Образование — важнейшая сфера — разделено между союзным и республиканскими министерствами образования, но де-факто контроль осуществляется только соответствующим отделом ЦК КПСС. По Конституции контроль высшего образования находится в руках соответствующего союзного министерства. Соответственно учреждения высшего образования в национальных республиках не подчинены местным органам управления. А это значит, что вопрос просвещения масс является исключительной прерогативой Москвы.
Республиканские министерства образования отвечают за учреждения дошкольного и школьного образования, включая назначения учителей, строительство школ и их оснащение. Но при этом размер зарплаты и премий учителей устанавливают не республиканские органы управления, а соответствующие курирующие органы КПСС и союзного министерства
Советская модель управления государством предусматривает существование параллельной системы контроля – всесоюзной компартии с ее республиканскими и местными комитетами и органами, в которых и концентрируется реальная Советская власть.
Различные республиканские компартии в выработке конечных партийных решений имеют мало веса, их представители не присутствуют в исполнительных органах всесоюзной компартии. При этом на основании только этой информации не надо делать вывод, что в жизни СССР присутствует дискриминация коренных народов Казахстана и Средней Азии
Позитив от советизации
В этой сфере достижения СССР на самом деле объективны и хороши. Советская власть сняла много ограничений, установленных царизмом. Сегодня все мужчины региона подлежат обязательному призыву в вооруженные силы СССР, в то время как при царизме оружие им в руки не давалось, и они, как например русские и украинцы, в массовом порядке к службе и войне не мобилизовались.
Местные языки являются обязательными к обращению в различных органах власти, судах, школах и прочих общественных учреждениях, а также присутственных местах. В то время как при царизме русский был единственным официальным языком.
Сегодня, в случаях, когда количество и подготовка персонала позволяют такое, русский язык преподается в школах в качестве второго. Тем не менее в местных СМИ союзных республик часто пишут материалы, в которых жалуются, что чиновники и особенно учителя русской национальности недостаточно владеют местными языками. С другой стороны, в СССР до сих пор не решена проблема наполнения органов власти грамотными местными специалистами. Но ситуация меняется в лучшую сторону благодаря распространению образования.
Культурные дела
Образовательные проблемы в области культуры весьма существенны. Равно как проблемы общеобразовательные, порожденные не большевизмом. Не было школ, кроме тех, что были при русских миссиях и медресе. Миллионы местных стариков и юношей были необразованны и безграмотны, а в случае кочевников не существовало их письменных языков.
Проблема была осложнена общеапатичным отношением к образованию среди местных. Советская власть приступила к решению этих проблем, причем с энергией и умением.
Она построила школы и создала местному населению алфавиты. Равно как помогла создать письменные языки там, где они отсутствовали — например, у киргизов.
Советская власть заложила основы общеобразовательной системы и создала учреждения для подготовки учительско-преподавательского состава из местного населения.
В результате этих усилий к концу 40-х гг. неграмотность существенно сократилась. Но республикам всегда не хватает грамотных учителей, школ, школьного оборудования и более высоких стандартов образования
Кампания по ликвидации безграмотности сопровождалась активной пропагандой против облачения женщин в одеяния, предусмотренные жесткими требованиями шариата, уплаты калымов и заключения соглашений о будущих браках. Равно как других явлений жизни, которые советская власть обозначила как «феодальные пережитки».
Гендерный вопрос
Миллионы женщин сегодня выдернуты из замкнутого домашнего быта. Они заняты в индустрии, сельском хозяйстве и работают наравне с мужчинами. Это стало мерой, которую умма Центральной Азии восприняла как проклятие. Началось активное сопротивление, прокатилась волна насильственных преступлений против женщин.
Сегодня республики Центральной Азии обладают многочисленными медицинскими, техническими, сельскохозяйственными и научными учреждениями, особенно в области хлопковой индустрии. В Ташкенте построен великолепный университетский комплекс. Национальные виды искусств, литература, музыка поддерживаются и опекаются ровно до того момента, пока не вступают в конфликт с официальной идеологией.
Любые проявления загнивающего либерализма или ностальгии по временам ханов и батыров привычно и обыденно пресекаются. В столицах республик ЦА есть театры. Актеры казахского или туркменского происхождения ездят со своими труппами в Москву и Ленинград на гастроли
Тем не менее гастролировать — например, по Персии, Афганистану или Турции — им нельзя. Ключевые печатные статьи политического содержания спускаются из Москвы посредством особых телефонных линий. Подобная процедура является еще одним из инструментов защиты системы от возможного произвола местных чиновников.
Везде и во всем жизнь советского человека казахского, киргизского, узбекского, таджикского и туркменского происхождения окружена образами Ленина и Сталина. А также коммуникационной средой преимущественно на русском языке. Вся культурная и образовательная жизнь в республиках Центральной Азии построена по принципу «национальное по форме, социалистическое по содержанию»
В некоторых школах образование ведется на киргизском или таджикском языках. Но программы, часы, системы оценки знаний и прочее отформатированы согласно общим стандартам. Их спускают сверху.
Сам процесс преподавания конкретных дисциплин построен с обязательным уклоном с позиций идеологии марксизма. Рука об руку с образованием идет распространение новой санитарно-гигиенической поведенческой модели, а также новых подходов к уходу за детьми и организацией их быта. Во всех этих инициативах молодые коммунисты оперируют в качестве шок-бригад, ударной силы, штурмовиков и овчарок. Своим фанатичным задором они сносят все остатки былой жизни.
Правила комментирования
comments powered by Disqus