Продолжение материала анонимного автора о советской Центральной Азии, опубликованого журналом TheWorldToday в 1948 году.
Эта часть отражает степень изученности ресурсов Центральной Азии в то время. В частности, автор отмечает недостаток ресурсов, которые сегодня являются фирменной карточной региона.
Читайте первую часть здесь
Экономические условия
Переходя от культуры к экономике, надо отметить, что в Центральной Азии вопросы владения средствами производства, экономического развития и налогообложения целиком, за исключением несущественных нюансов, организованы так, как и в других частях СССР.
Республиканские конституции, равно как и конституция РФ, говорят, что земля, вода и леса принадлежат государству. Соответственно, все это контролируется государством.
Сельское хозяйство, которое развивается в субтропиках, а значит концентрируется вокруг хлопка и риса, теперь организовано в коллективные хозяйства. По положениям о таких хозяйствах, государство передало им земли в вечное пользование.
Каждый член такого хозяйства имеет право владеть наделом земли, а также некоторым количеством скота и птицы. Хозяйства не контролируют процесс распределения урожая, а также должны сдавать государству большую часть всей производимой продукции за низкие фиксированные цены.
Остатки денег и продукции распределяются между членами, согласно количеству выполненных трудодней.
Советская сельскохозяйственная бухгалтерия чрезвычайно запутана, в связи с чем во многих сельских местах количество административного персонала превышает количество работающих на земле.
За исключением права продавать излишки своей продукции, крестьянам не разрешается иметь иных форм и способов торговли. Торговля знаменитым каракулем, коврами, рисом и другими товарами, прославившими регион за пределами СССР, находится под контролем Министерства внешней торговли СССР и лично товарища Микояна, но не производителя этих товаров из числа узбеков, казахов, туркмен, таджиков и киргизов.
Вот так, широким мазком, можно составить первичный портрет социалистической экономики в Центральной Азии.
Перекосы планирования
Эта система автоматически привела к радикальному изменению классовой структуры населения и дезинтеграции системы родо-племенных отношений. Но в глазах центрального союзного руководства важным является то, что коллективизация дала радикальный прирост сбора хлопка. Случился «…переход от кочевничества к истинному сельскому хозяйству, от ремесленников-одиночек к артелям, работающим на советскую власть, от артели к фабрике, от мелких наделов к плановой культивации земель…» (И. В. Сталин, «Марксизм и национальный и колониальный вопрос»).
В 1940 году СССР произвел 2 700 000 тонн хлопка, а сегодня является третьим крупнейшим производителем этого стратегического продукта после США и Индии. Большая часть советского хлопка выращивается в Центральной Азии.
Наверное, будет интересно узнать, что несмотря на рост сбора хлопка, общий метраж тканей из этого материала в расчете на одного потребителя на растет.
Сегодня он составляет 16 кв. м, в сравнении с 60 кв. м, которые Британия производила до войны. Соответственно, следует ожидать увеличения площадей, отводимых для его выращивания. Если, конечно, Советы не примут решение сократить экспорт необработанного сырья. Отдельно от коллективизации программа увеличения территорий хлопковых угодий предусмотрела форсированную механизацию, новые подходы к ирригации, а также новые методы борьбы с вредителями.
За годы советской власти площадь орошаемых и культивируемых земель в Центральной Азии выросла на 762 тыс. гектаров
Битва за хлопок
Хорошим примером реализации всех этих грандиозных и масштабных планов является строительство Ферганского канала длиной в 220 миль, который практически вручную прорыли 160 тысяч колхозников за 45 дней.
Сложно поверить, что такое возможно без применения принуждения и насилия. Но официальная пропаганда гласит: рытье канала велось в оптимистической атмосфере, создаваемой национальной музыкой.
В гонке за хлопком советская власть нанесла удар по рису – неотъемлемой части местной кухни. Это было встречено местным населением без понимания и поддержки. Советы осознали свое упущение и сегодня восстанавливают былые метражи площадей под рис.
При советском правлении в Центральной Азии появилась целая хлопковая индустрия с заводами и фабриками по производству изделий из хлопка в Ташкенте, Ашхабаде и других городах.
Еще одним важнейшим нововведением в местной экономике, в связи с ростом хлопковых площадей и экспорта сырья, стало производство удобрений – нитратов и суперфосфатов.
Центральная Азия знаменита существенными и разнообразными запасами ископаемых: цинк, медь, свинец, редкие металлы, включая кобальт, молибден, хром и никель, а также небольшие залежи нефти и угля. Центральная Азия, как представляется, страдает от недостатка железа и стали, производимых на местном уровне.
Тем не менее за последние 10 лет построены новые НПЗ и химические комбинаты. Весь регион недостаточно изучен и разведан, но многочисленные разведывательные экспедиции постоянно приносят новые перспективные открытия.
Упор на промышленность
Другими индустриальными нововведениями в Центральной Азии являются культивирование природной резины, переработка сахара, производство фруктозы, выращивание чая и массированное строительство новых заводов по консервированию овощей и фруктов, растущих в центральноазиатских оазисах.
Крупномасштабные инвестиции и мобилизация квалифицированного технического персонала, которые требуются для организации и воплощения всего обсуждаемого выше, особенно разработки залежей минералов в удаленных местах, типа месторождений меди в Балхаше или залежей сульфата соды в заливе Кара-Богаз-Гол на Каспии, вообще никогда не могли бы быть совершены силами местных народов.
В результате политики советской власти традиционное доминирование сельского хозяйства в регионе сменилось промышленным производством. В регионе стал нарождаться принципиально новый класс – пролетариат, который является ключевой составляющей распространения марксизма.
Подводя заключение дискуссии об экономике региона, надо осветить очень важный и сложный вопрос финансирования.
Непрозрачные финансы
Пустошь, образовавшаяся после исчезновения частного капитала и иностранного концессионера, которые в прошлом обеспечивали процессы в горной индустрии, сегодня занята всесоюзным руководством в лице Государственного банка и соответствующих министерств СССР.
Всесоюзный бюджет сильно отличается от бюджетов республик – он накапливает колоссальные ресурсы, чтобы потом направлять их куда необходимо. Еще одним важным отличием является источник налогообложения, а не его территориальное происхождение, который и определяет, куда будет направлен налог.
Налоги и доходы от тяжелой промышленности или любой другой сферы деятельности, напрямую подчиненной Москве, накапливаются во всесоюзном бюджете независимо от географического расположения предприятий. Это значит, что все финансовые потоки из, скажем, туркменских месторождений углеводородов или узбекских аффинажных заводов, идут напрямую в Москву, потому что тяжелая индустрия является предметом всесоюзного значения.
В связи с самой природой советской финансовой системы крайне сложно определить, какова доля финансов, которую союзный центр выделяет для промышленного и культурного развития Центральной Азии. Но остается мало сомнений, что по сегодняшний день в регион вкачано достаточно много.
Плюс центрального бюджета
Советские финансовые и экономические планы интегрированы весьма тесно. И если какой-то из республик не хватает средств на реализацию всесоюзных проектов, особенно в области развития тяжелой промышленности, союзный центр всегда выделит требуемое из центрального бюджета. Например, финансовые потоки из более промышленно развитых и зрелых Украины и России направляются в Центральную Азию или на Дальний Восток.
Отдельной статьей пополнения бюджета, кроме тяжелой индустрии, являются простые граждане Центральной Азии. Которые, как и народ большой России, платят подоходный налог. Более того, в советском бюджете накапливаются колоссальные суммы, которые проходят как «обязательные сбережения крестьянства» и возникают в результате разницы между крайне низкими закупочными ценами на сырье и высокой стоимостью хлеба и тканей. Считается, что именно эти деньги обеспечили массовую механизацию сельского хозяйства Центральной Азии.
Подоходный налог собирают местные власти. Их деятельность и размеры финансирования не ограничены только теми суммами, которые взыскиваются с населения в рамках предусмотренных процедур и процессов, они всегда могут быть пересмотрены Верховным советом СССР.
Выводы
Резюмируя различные результаты деятельности СССР в регионе, надо отметить, что при советском правлении эта огромная территория пережила ощутимый прогресс в экономическом развитии и уровне образованности населения. Особенно в части новых подходов к общественному здравоохранению и гигиене.
Но отдельно от фасада самоуправления народы региона не имеют никакой политической воли или обладают минимумом таковой. Сегодня достаточно сложно сказать, насколько глубоко советская власть проникла в ум и сердца народов региона.
Возможно, что они все еще находятся в состоянии неопределенности по поводу будущего и верности режиму. И свидетельство тому успехи германцев в деле привлечения центральноазиатских дезертиров и военнопленных из Красной Армии на свою сторону.
Послевоенные процессы в социалистической Центральной Азии, которые обнажили факты использования колхозного имущества как своего личного, показали небрежность со стороны местного населения к статусу социалистического имущества, его склонность не подчиняться колхозной дисциплине и общую расхлябанность в колхозах в условиях ослабления инспекционного контроля, что было характерно в годы войны.
Минусы пропаганды
С другой стороны, невзирая на психологическую реакцию на советскую систему планирования, население региона только выигрывает от развития местной ресурсной базы и новой системы образования
Официальная пропаганда жизни социалистической Центральной Азии, разработанная для аудитории вне пределов СССР, в высшей степени недостоверна.
Она преднамеренно игнорирует любые ошибки или осложнения, которые несомненно надо учитывать при дальнейшем воплощении революционных планов такого экономически и политически важного региона, как Центральная Азия.
Учитывая, что эти ошибки и осложнения открыто обсуждаются в республиканской прессе
Пропаганда однозначно выпускает из поля зрения человеческие жертвы, понесенные в процессе развития, и тщательно вымарывает любые точки зрения местной оппозиции. К счастью, ситуацию в регионе можно отслеживать, изучая отчеты несоветских посетителей региона. Но их, к сожалению, мало.
Таким образом мы узнаем, что за фасадом благостной картины скрыты политические разбирательства и давление, экономические трудности и даже нищета частично деномадизированных туркмен, казахов и киргизов.
Советская пропаганда рисует картину новой социалистической идиллии. В отношении такой территории, как Центральная Азия, где осуществление любого исследования западным человеком невозможно, в вопросах оценки ситуации в регионе надо придерживаться подхода общечеловеческого здравого смысла и скепсиса.
Правила комментирования
comments powered by Disqus