В Национальном банке РК вновь заговорили о передислокации центрального аппарата в Нур-Султан. По мнению инициаторов, мера приведет к развитию столицы. Однако отечественные эксперты полагают, что это «убьет» финансовые перспективы Алматы. С ними согласен и аким Бакытжан Сагинтаев.
Призрачная угроза
Возможный переезд НБРК спровоцирует ухудшение экономического положения крупнейшего мегаполиса страны, считает председатель Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова. Таким видением проблемы она поделилась на алматинской конференции предпринимателей.
Напомним, еще в 2015 году был опубликован указ о «О международном финансовом центре «Астана». Документ предписывал национальному регулятору перебраться в столицу. Тем не менее окончательное решение отложили на неопределенное время. Теперь распоряжение четырехлетней давности обрело реальные очертания.
В случае положительного решения под угрозой может оказаться исполнение обязательств Казахстана перед ЕАЭС. В 2025 году в Алматы планировался «перевод» наднационального органа. Теперь евразийские планы будут корректироваться.
Кроме того, по словам Елены Бахмутовой, существует реальная опасность, что переезд послужит триггером для последующих движений со стороны финансовых организаций.
В Нур-Султан могут «откочевать» центральные офисы банков, инвестиционные компании, страховщики, Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития, Международный валютный фонд.
Это приведет к снижению внутреннего регионального продукта города. Также значительно упадут налоговые поступления. Словом, финансовые сектор, большая часть которого сконцентрирована в Алматы, получит удар под дых.
Глава АФК полагает, что статус финцентра способствует платежеспособному спросу на товары и услуги. Он же привлекает иностранные инвестиции. Сокращение показателей повлияет на выручку всего городского МСБ, а также спровоцирует корректировку спроса на рынке коммерческой и жилой недвижимости.
«У Алматы есть особое историческое преимущество. До сих пор мегаполис считается международным финансовым центром. Более того, именно по Алматы и по его данным оценивается деловой климат всего Казахстана в Doing Business
Поэтому от того, как здесь будет выстроен деловой климат, будет зависеть и возможность привлечения международных инвесторов в Казахстан. Финансисты считают, что это преимущество нужно сохранить. Однако это историческое преимущество сейчас подвергается вызову», — сказала Елена Бахмутова.
Руководитель ассоциации отмечает, что присутствие центробанка в столице не является решающим фактором. А вот присутствие центробанка в финансовом центре действительно важно для финансовых организаций.
Позиция акимата
Разделяет опасения госпожи Бахмутовой и алматинский градоначальник Бакытжан Сагинтаев. Он считает, что в Алматы в первую очередь развивается не промышленность, а экономика услуг. Решение о переезде Нацбанка может стать для мегаполиса «фатальным».
Алматы, по словам Сагинтаева, может превратиться из донора отечественной экономики в дотационный город. «Если уедут банки, у нас будут существенные потери. За ними потянутся их крупные клиенты. Соответственно, еще потери для городского бюджета.
Сегодня Алматы является донором, но завтра может перейти в другой статус — стать городом, кормящимся за счет средств республиканского бюджета», — подчеркнул аким.
Политическое решение
Экономист Сергей Домнин считает, что если планам о переезде суждено сбыться, это будет «политическое решение».
«Понятно, что следом за Национальным банком переедут банки второго уровня. Им необходимо постоянно находиться в прямом контакте с регулятором. Следом за БВУ переедут и их крупные «клиенты».
На развитии Алматы как финансового центра можно будет ставить точку» — сказал эксперт. По его мнению, возможно, существует намерение концентрации всех ключевых госорганов в одном месте.
«Собственно, наверное, это основной мотив передислокации. Само по себе местонахождение Нацбанка в иных аспектах не принципиально. Однако исторически сложилось, что финансовый сектор находился преимущественно в Алматы. Поэтому, когда регулятор остался в мегаполисе, это было логично.
Сейчас важно, откуда распределяются деньги. А они распределяются из столицы. Поэтому в переезде есть определенная логика», — продолжает Сергей Домнин.
Кстати, планируемый «перенос» может вылиться «в копеечку». Это достаточно дорогое удовольствие, отмечает эксперт. «Нужно понимать, что сегодня банки — это не большие «сейфы». Банки — большие центры управления данными. Перевоз всей инфраструктуры, связанной с обработкой электронных массивов, не будет простой операцией.
Но первичным здесь будет не экономическая целесообразность, а политическая мотивация. Если решат, Национальный банк переведут в Нур-Султан, несмотря на расходы», — уверен Домнин.
Кадровые потери
В необходимости изменения дислокации регулятора сомневается экономист Алмас Чукин. По его словам, сначала нужно задать вопрос о целесообразности такого мероприятия.
«Как говорят в народе, один переезд равен двум пожарам. Национальный банк — это в первую очередь люди. Смогут ли обеспечить переезд ключевого состава?
Это будет достаточно затруднительно. Многие специалисты постараются избежать этого процесса. У одних дети, у других престарелые родители. А в столице все же существует определенный кадровый голод.
Из своего банковского опыта могу сказать, что после подсчета «потерь» мы отказались от переезда. Решили, что выгодней летать из Алматы в столицу.
У любого действия должна быть цель. Если цель перевести Нацбанк, конечно, надо ехать. Если стоит цель развития банковского сектора, то каким образом переезд его улучшит?» — задается вопросом Чукин.
По сути, руководство НБРК, начиная с Кайрата Келимбетова, и так находится в Нур-Султане.
«На эту проблему следует посмотреть шире, нежели финансовые потери Алматы. Что потеряет Казахстан в целом? На сегодняшний день в Нур-Султане базируется только Jýsan Bank и ForteBank.
90% банковских активов сосредоточено в Алматы. Нас пока не заменили роботы, поэтому человеческое общение очень важно. Например, сейчас идет интенсивный прямой диалог между Нацбанком и банкирами. В случае переезда связи прервутся.
Получится, что регулятор в одном месте, а все регулируемые — в другом», — продолжил экономист.
Чукин напомнил, что нынешнее «желание» не первое в истории независимого Казахстана. Однако ни одному председателю Национального банка РК не удалось изменить существующее положение.
Правила комментирования
comments powered by Disqus