«Если бы, условно говоря, таких «Кумторов» — проектов с высокими долями отчисления денег в бюджет и не только в бюджет — было пять, то властные группировки распределили их между собой, и каждый кормился бы со своей делянки», — казахстанский политолог Максим Казначеев рассказал StanRadar.com об обратной стороне отношений Бишкека и иностранных инвесторов.
По мнению эксперта, ресурсная база в Кыргызстане «довольно маленькая». И поэтому внимание сосредоточенно на крупных проектах в горнорудной отрасли.
«В Казахстане ситуация, конечно, тоже не идеальная, но, все же, проблемы не копят, а стараются решить. И поэтому в Казахстане таких откровенных «наездов» на инвесторов нет. В стране активно работает Совет иностранных инвесторов. Его возглавлял Елбасы Нурсултан Назарбаев. И инвесторы все формальные и неформальные спорные моменты могут с глазу на глаз решить с главой государства», — напомнил он.
Собеседник пояснил, что «во время встреч обсуждались внутренние споры с казахстанскими подрядчиками, хозяйственные вопросы и перспективы работы отраслей».
«Благодаря прямому доступу к президенту, экономические проекты в стране работали как часы. В реалиях Казахстана это очень хорошая рабочая схема. Но в Кыргызстане она вряд ли сработает», — считает аналитик.
Казначеев объяснил почему. Он уверен, что «в каждой стране политическая элита обладает рядом отличительных особенностей, своей спецификой».
«И в Кыргызстане она ну очень специфична», — подчеркнул политолог.
Эксперт отметил, что «в Казахстане власть на протяжении всех лет независимости оставалась жестко централизованной, при этом никаких смен политических группировок не происходило, то есть, по всем значимым экономическим вопросам точку ставил Назарбаев — за ним было последнее слово, и его решения не оспаривались и не подвергались сомнениям».
«В Кыргызстане же политические процессы были более динамичными, ротация элит происходила намного быстрее. И, соответственно, возникали потребности в перераспределении финансовых потоков в пользу той или иной клановой группы, которая приходила к власти. А так как «доить» кроме «Кумтора» практически некого — то, естественно, при каждой смене элит возникают дополнительные претензии к одному из немногих бюджетообразующих предприятий», — пояснил он.
Казначеев предположил, что «если бы, условно говоря, таких «Кумторов» — проектов с высокими долями отчисления денег в бюджет и не только в бюджет — было пять, то властные группировки распределили их между собой, и каждый кормился бы со своей делянки».
«А так приходится популярно объяснять инвесторам, что они, условно, «отмечаются в другую кассу» и «теперь должны платить больше, чем раньше». В Казахстане такой проблемы не было. Раньше. Как будет сейчас складываться отношения с крупным иностранным бизнесом — узнаем со временем», — уточнил он.
Что касается «использования казахстанского опыта работы с инвесторами в Кыргызстане», то политолог высказался однозначно — «переносить хороший опыт не только можно, но и нужно».
«Если возможно создать единый центр принятия решений по стратегически важным для страны проектам — сделайте это. Другое дело, что площадка должна собрать представителей всех кланов, которые, так или иначе, участвуют в распределении ресурсов. Чтобы они могли разработать и самое главное следовать принятым решениям. Если это хотя бы частично решит проблему вымогательства и внутриэлитных конфликтов — будет уже хорошо», — подытожил Казначеев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus