Туркменские правозащитники проводят встречи с дипломатами и коллегами из разных стран, выступают на пленарных заседаниях, распространяют материалы и организуют дополнительные мероприятия...
16 сентября 2019 года в Варшаве открылось очередное ежегодное совещание Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Мероприятие находилось под угрозой срыва, поскольку отдельные страны пытались заблокировать его проведение, выдвинув ряд требований к организаторам.
Например, Таджикистан требовал отстранить от участия Исламскую партию возрождения Таджикистана, которую официальный Душанбе считает террористической.
Туркменистан также пытался не допустить участия в совещании отдельных активистов гражданского общества и представителей неправительственных организаций (НПО), критикующих туркменские власти за нарушения прав человека. Впрочем, это никого не удивило, так как подобное поведение Туркменистана в ОБСЕ стало уже привычным.
К чести организаторов, они выдержали давление, и совещание открылось с участием всех желающих.
На открытии с речью выступил известный польский политический деятель и защитник прав человека, президент Польши в 1990-1995 годах Лех Валенса. Позднее, в кулуарах совещания состоялся краткий, но емкий диалог господина Л. Валенсы с туркменской правозащитницей Таджигуль Бегмедовой.
Выступление члена делегации Туркменистана — представительницы Туркменского национального института демократии и прав человека при Президенте Туркменистана, как водится, не имело ничего общего с тематикой собрания. Восхваление политики и достижений диктатора Курбанкули Бердымухаммедова и ничего более.
Чиновница не привела ни одного факта или хоть каких-либо подробностей, свидетельствующих об озабоченности руководства Туркменистана проблемой соблюдения прав человека и развития гражданского общества. Как результат, ничего, кроме едких замечаний и критических комментариев со стороны других участников мероприятия официальная туркменская делегация не получила.
В отличие от прошлых совещаний БДИПЧ ОБСЕ в Варшаве, которые Туркменистан игнорировал и либо вовсе не участвовал, либо демонстративно «отбывал номер», в нынешнем году случились некоторые изменения. Туркменские правозащитники все же вынудили официальную делегацию оправдываться и отвечать на неприятные для них вопросы.
Например, руководитель Туркменского Хельсинкского фонда по правам человека Таджигуль Бегмедова спросила: Почему Туркменистан не выполняет решение Комитета ООН по правам человека о реабилитации имени журналистки Огульсапар Мурадовой? Почему туркменские власти чинят припятствия свободному выезду из страны журналистке Солтан Ачиловой? Почему запрещен выезд из страны родственникам туркменских диссидентов?
Вопросов было много, но к сожалению, хотя посланцы из Ашхабада и пытались что-то сказать в ответ, смысла в их словах не было никакого. Они поступали так каждый раз, когда в ходе пленарных заседаний речь заходила о нарушениях прав человека в Туркменистане. При этом, официальная туркменская делегация традиционно реагирует только на выступления туркменских активистов.
Им важно дать отпор «врагам народа», а не отвечать на поставленные вопросы по сути. Поэтому, когда представитель одной из белорусских общественных организаций Валерий Хрытцек раскритиковал правящий туркменский режим, посланцы Бердымухаммедова сидели молча, словно набрав в рот воды, и реагировать на критику нужным не посчитали.
«На полях» первого дня совещания успешно прошел круглый стол, организованный общественной кампанией «Покажите их живыми!» Правозащитники из многих стран приняли активное участие в его работе, и выразили заинтересованность и озабоченность судьбами жертв насильственных исчезновений в Туркменистане.
По состоянию на сегодняшний день, поименный список лиц, исчезнувших в туркменских тюрьмах, составленный кампанией «Покажите их живыми!» насчитывает 121 человека. В ходе круглого стола выступили известные эксперты Виталий Пономарев, Юрий Джибладзе, Ольга Захарова, Кейт Уотерс, Амандурды Хаджиев, Таджигуль Бегмедова и Юлия Серебрянник.
В тот же день туркменские правозащитники провели рабочие встречи с дипломатами из Франции и Канады, а также активистами и правозащитниками из ряда европейских стран.
Официальные же представители Туркменистана ведут себя гораздо менее активно, но только в том, что касается совещания по правам человека. Зато их регулярно видят в рабочее время рыскающими по варшавским магазинам. Вероятно, они запасаются продуктами питания, которых не хватает в Туркменистане.
Правила комментирования
comments powered by Disqus