90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Справятся ли власти и народ Узбекистана с надвигающейся экологической катастрофой?

30.10.2019 12:30

Общество

Справятся ли власти и народ Узбекистана с надвигающейся экологической катастрофой?

Сажать не пересажать

Ситуация с озеленением Ташкента в последние годы вызывает много споров и даже конфликтов. Тут и повсеместная вырубка деревьев, и спил части здоровых ветвей и верхушек крон, и, разумеется, изменение ландшафта в целом, когда озелененным участком жертвуют ради жилых застроек или прокладывания дорог. Массовые жалобы жителей, в конце концов, заставили городскую администрацию обратить внимание на уничтожение — зачастую незаконное — озелененных участков городской территории. - сообщает "Фергана"

Государственными органами разного уровня были изданы постановления и приказы о контроле за вырубкой деревьев и кустарников, а также их защите. В качестве примера можно привести приказ председателя Госкомэкологии Узбекистана за номером 126 от 7 августа 2017 года, где говорится, что впредь заключения на рубку деревьев и кустарников в Ташкенте должна оформлять Региональная инспекция по контролю за охраной и использованием биоразнообразия и охраняемых природных территорий. Контроль выдачи заключений был возложен на специальную рабочую группу Госкомэкологии.

Другой подобный пример — постановление Кабинета министров № 43 от 17 января 2019 года, где утвержден порядок посадки, выращивания и рубки деревьев и кустарников на землях, не входящих в государственный лесной фонд. В документе названы также две причины, на основании которых допускается рубка древесных и кустарниковых насаждений: в санитарных целях и при препятствовании строительству, реконструкции зданий, сооружений и коммуникаций, а также инженерно-исследовательским работам.

Помимо вышеперечисленных мер, хокимият Ташкента запустил 9 марта 2019 года акцию «Зеленая инициатива». В рамках этой акции руководство города раздало саженцы и призвало горожан присоединиться к массовому озеленению столицы. Было запланировано посадить более 400 тысяч деревьев и 409 тысяч кустарников. В самой акции оказались задействованы более 2000 волонтеров.

Открывшийся 13 октября этого года парк Tashkent City стал своего рода лакмусовой бумажкой, комплексным отражением всех плюсов и минусов ситуации, связанной с озеленением городской территории. Уже 20 октября на своей странице в Facebook специалист в сфере растениеводства и ландшафтного дизайна Татьяна Югай опубликовала пост о своем посещении парка Tashkent City. Она была неприятно удивлена тем, что при огромных вложенных средствах все, относящееся к ландшафтному озеленению, оказалось выполнено из рук вон плохо — в первую очередь это касалось размещения кустарников и деревьев на территории парка.

«Удивило супербезграмотное размещение растений! — пишет Татьяна (сохранены орфография и стиль оригинала. — Прим. «Ферганы»). — Там, где должна быть тень, на дорожках, посадили деревья, которые не дадут тени в ближайшие 5-8 лет, магнолии и сосны. А посреди газона посадили деревья, которые отбросят тень на траву, она там надо? Бордюры с хорошими вечнозелеными кустарниками — фотинии, лавры, можжевельники стелющиеся, посаженными, как сельди в бочке, уже весной им будет катастрофически тесно, но пересаживать будет поздно, жарко. Высажены олеандры, которые не выдерживают наших зим, а они дорогие, штамбовые...»

Далее Татьяна резонно спрашивает, почему нельзя было обратиться к специалистам? Ведь никому не приходит в голову отдать на починку машину соседу, потому что он близко живет, или самому обучать детей, потому что это дешевле.

«Фергана» поговорила с Татьяной Югай, чтобы прояснить ситуацию с озеленением в «Парке Tashkent City» и по возможности выявить проблемы, связанные с комплексным озеленением городской территории в целом.

— Татьяна, весь мир обсуждает глобальное потепление и его возможные последствия. Проблема, которая раньше маячила где-то на горизонте, стучится к нам в дверь уже здесь и сейчас. Узбекистан она тоже не обошла стороной. Как, на ваш взгляд, нам может помочь озеленение? Действительно ли оно способно сыграть большую роль в решении проблемы глобального потепления?

— Сильная жара, которая была у нас в этом году летом, только начало той экологической катастрофы, которая на самом деле грядет. Удивительно, что никто не воспринимает эту угрозу всерьез. Всем кажется, что это их не коснется, и что катастрофа произойдет не сейчас, пока они живы, а когда-нибудь потом, в будущем. Но, если смотреть правде в глаза, такой уровень жары будет теперь постоянным. Кондиционеры, выхлопные газы заводов и машин — все, что создает парниковый эффект и потребляет кислород, все это ведет к ухудшению экологической ситуации во всем мире, и таких факторов становится все больше. Деревья — это одно из немногих эффективных средств для устранения пагубного воздействия человека на климат.

По моему мнению, один из лучших способов борьбы с экологическими проблемами — просто сажать как можно больше деревьев. И сажать не в том количестве, что было раньше, а в гораздо большем. В Ахангаране, например, строятся сейчас заводы, из-за которых вырубаются деревья, а взамен не сажается ничего. Никто не компенсирует эти потери. А ведь из-за этого будут страдать те же самые рабочие. Это отразится не только на их здоровье, но и на здоровье их детей, родных. К сожалению, сейчас каждый из нас в той или иной мере загрязняет воздух. Ведь все мы пользуемся транспортом, отопительно-охладительными системами, продуктами и полуфабрикатами тех же заводов.

— Долгое время у нас жаловались на невнимание к проблеме вырубки деревьев и ухода за ними. Сейчас ситуация начала как будто понемногу улучшаться. Как вы считаете, какие проблемы в этой сфере все еще не решены и требуют внимания?

— К деревьям у нас относятся безобразно — уход за ними некомпетентный и бездумный. Люди не умеют элементарных вещей, например, правильно обрезать ветви. Не нужно ходить далеко, просто присмотритесь к растениям вокруг. Вы увидите, что почти у каждого дерева обрезаны ветви, которые росли по восемь, девять, а то и больше лет, при этом ветки эти крепкие, здоровые. В моем присутствии увозили отстриженные ветви со здоровыми зелеными листьями, а ведь каждый такой листочек ценен, он дает кислород. Но наши службы городского облагораживания профнепригодны. Приходит дровосек и даже не смотрит, не думает, просто рубит ветку. Спрашиваешь, почему он это делает? Говорит, что у него приказ — и все. В итоге дерево может считаться деревом только формально, оно уже не способно выполнять свои главные функции.

Если провести анализ, мы увидим, что почти каждое дерево срублено на одну или даже на две трети. Совершенно непонятно, зачем и кому это нужно. Люди наносят вред себе же самим. Не каким-то гипотетическим потомкам, даже не соседу или ближнему, а именно себе. Хочется верить, что все это происходит исключительно по невежеству и незнанию, а не намеренно. Больно смотреть, как люди сначала дают жизнь деревьям, а потом сами же их и обрубают бездумно, превращая в «калек», а в конечном итоге создавая самим себе тяжелые экологические проблемы. Уже очевидно, что воздух у нас испортился, стал более сухим, лето стало жарче, пыли больше.

— Вы говорили о профнепригодности людей, которые должны заниматься экологическими вопросами. Насколько серьезна эта проблема?

— У нас в стране есть потрясающие инициативы по улучшению климата и озеленению, но специалисты, которые этим занимаются, профнепригодны просто катастрофически. Они ведь искренне думают, что, обрубая здоровое дерево, ухаживают за ним. Если бы рядом с ними были настоящие профессионалы, которые знают, как ухаживать за деревьями и кустарниками, естественно, ущерб был бы минимален.

Я сама всегда предлагаю свои консультации бесплатно — просто позовите, и я покажу, как правильно ухаживать. От этого будут в плюсе абсолютно все. Мне совсем не тяжело этим заняться. Но нет, к специалистам упорно не обращаются, даже когда они абсолютно доступны.

Я поддерживаю все идеи по облагораживанию и озеленению городской инфраструктуры со стороны государства, но, чтобы идея работала, ею должны заниматься знающие люди. Вся беда в том, что реализацией проектов на местах занимаются дилетанты. Это не значит, что они плохие, просто им банально не хватает знаний.

Предлагаю собрать этих людей, и я бесплатно проведу для них мастер-класс по обрезке и уходу за деревом. Для меня это просто. Мои коллеги тоже всегда открыты для консультаций и советов, потому что проблема озеленения и экологии беспокоит их всех.

Все, что требуется от ответственных лиц, — желание учиться. Но им всегда некогда, у них ни на что нет времени, одни постоянные отговорки. Зато они продолжают резать здоровые деревья под предлогом ухода за ними. Но вы же не будете рубить человеку здоровую руку просто так, без всяких оснований? А ветви рубить деревьям почему-то можно.

— Опубликованный вами пост о ситуации в парке Tashkent City вызвал широкий резонанс. Не могли бы вы поподробнее рассказать о проблемах, которые видны вам в этом парке как специалисту?

— В Tashkent City абсолютно безграмотно посажены деревья. Например, дорога там выложена мелкозернистой брусчаткой, а над этой брусчаткой, над тротуаром посажены растения. Но ведь при первом же проливном дожде вся намокшая земля сверху застрянет в этой красивой дорогой брусчатке с пористой поверхностью. И эту грязь просто так шлангом не вымоешь, там уже нужно будет использовать Karcher. А чтобы предотвратить такие неприятности, всего-то навсего надо было посадить деревья на один сантиметр ниже уровня тротуара. Это ведь элементарно. Тем более в таком масштабном проекте, как «Ташкент-сити», должны были учесть все, вплоть до мелочей. Достаточно было просто обратиться к специалисту, и не было бы таких последствий.

— А как обстоят дела в городе в целом?

— В городе понаделали домов-новостроек, при этом во дворах даже посадили деревья. Но деревья эти курам на смех. Толщиной с карандаш, ростом метр или метр двадцать, это малые деревца с малыми корневыми системами. Без дополнительного полива они смогут обходиться, только когда их корни дойдут до земли. Когда именно это произойдет — неизвестно. Без специального ухода, скорее всего, такие деревья обречены на вымирание. А ведь ухаживают за ними кое-как. Это все равно что выпустить полуторагодовалого малыша во взрослую жизнь. Кроме того, молодые саженцы часто высаживают вдоль трассы, не обеспечив их поливом. Высадили — и все, дальше за ними никто не смотрит. Формально они посажены, а в действительности обречены на гибель.

Не надо сажать миллион деревьев. Посадите сто, но правильно, — и вы уже улучшите среду обитания, в которой живете. Молодому дереву нужно время, за ним нужно ухаживать, эффект оно даст не сразу. Если необходим немедленный результат, тогда сажайте взрослые крепкие деревья с уже сформированной корневой системой — такие, которые способны выживать без помощи человека.

— А на каких именно участках и в каком количестве нужно сажать деревья, чтобы улучшить экологию столицы?

— Деревья нужно сажать везде, где есть свободное место. И сажать нужно много. Для этого хорошо бы привлекать волонтерские силы. Совместно с ассоциацией ландшафтного искусства мы организовали волонтерское движение «Зеленый город». Первая наша акция прошла 17 августа: возле Ташсельмаша мы высадили 165 деревьев — получилась аллея протяженностью почти в полтора километра. В сентябре мы посадили деревья в районе Сергели. Помимо прочего, мы сажаем деревья в местах, где совсем нет тени, — например, у остановок, где люди вынуждены стоять продолжительное время. Мы хотим показать, что и один человек в поле воин. Даже одно посаженное дерево — уже польза.

— А люди поддерживают ваше движение?

— Конечно, и таких людей много. В Сергели, например, есть ребята, которые сами поливают каждое посаженное деревцо, — просто ходят с десятилитровыми бутылками воды и вручную поливают 135 деревьев. Есть люди, которые с 2014 года не пропустили ни одну акцию по посадке деревьев, например Мария Юсупова. Хотелось бы еще отметить Бахтиера Насимова, Петра Стальбовского, Ольгу Рахимову, Шахнозу Умарову, мою коллегу по ландшафтному дизайну Марину Белобородову, а также агронома при службе благоустройства городского хокимията Шухнода Якубова. У нас даже появились спонсоры — например Ucell и Credit Asia.

Очень много частных лиц, которые помогают собирать деньги. Есть Тимур Джангиров, взявший на себя ответственность восстановить лес в Пскенте, от которого после распада СССР осталось 30%. С августа нами посажено уже больше двух тысяч деревьев, мы сделали ясеневую аллею. Туда тоже приходят волонтеры, многие со своими детьми, которые с детства привыкают относиться к природе заботливо. Дети очень гордятся, когда видят результаты своего труда. У нас даже двухлетние ребята принимают участие в посадке — и всем это в удовольствие. Вот это и есть настоящее просвещение, которое учит людей бережно относиться к окружающей среде.

— Что нужно, чтобы посадить дерево? Насколько это сложный процесс?

— Знаете, есть такие люди, которые ждут, чтобы все сделали за них. Они иногда думают, что мы — бесплатная рабочая сила: свистнул — и тут же приедем сажать деревья в их районе. Вопрос: кто им самим мешает этим заняться? Почему все ждут, чтобы пришел кто-то и сделал все за них? Это все не так уж трудно физически, да и по деньгам не особенно дорого. Да, есть импортные деревья бизнес-класса, дорогой посадочный материал, но есть и деревья, которые можно приобрести по минимальной цене.

Озеленение — это не предмет роскоши, каждый может себе это позволить. Есть деревья по 50-60 тысяч сумов ($5,3-6,3). А зимой, например, деревья будут стоить в два раза дешевле. Мне просто удивительно, что люди ждут какого-то разрешения или толчка извне, чтобы посадить дерево. Чтобы срубить дерево, никто почему-то разрешения не спрашивает, а вот посадить — целая проблема. Конечно, если вы сажаете дерево в центре города или у трассы, нужно узнать, будет ли расширяться дорога и не уйдет ли земля под стройку. Но никто не может помешать посадить дерево у себя во дворе — от этого всем будет только лучше.

— Как получилось, что вы занялись озеленением?

— По первому образованию я художник-живописец, по второму — искусствовед. Однако вот уже больше 20 лет занимаюсь ландшафтным дизайном. Основала свою компанию Landshaft.uz. Если раньше мы работали только со дворами, то сейчас делаем и городские площади, парки, гостиницы, рестораны. Кроме того, мы первыми организовали фестиваль ландшафтного искусства. И как-то я подумала, что дело это слишком важное, чтобы пускать его на самотек, и решила обучать ему людей. Так у меня появились ученики, которые с удовольствием занимаются этим делом. Начинаем мы сразу с практики, учимся прямо на объектах.

— Какие деревья, на ваш взгляд, лучше всего сажать в Узбекистане?

— Сажать нужно самые разные деревья. В первую очередь, конечно, привычные к нашему климату. Например, тополи, карагачи, ясени, чинары, акации. Тут важно не стремиться к какому-то конкретному количеству, а заниматься этим регулярно. У каждого растения есть свое предназначение, свои плюсы и минусы, которые нужно учитывать при посадке, чтобы дерево выполняло свою работу правильно и создавало вокруг себя комфорт и уют.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: https://fergana.agency/articles/111949/

30.10.2019 12:30

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Ахматбек Келдибекович Келдибеков

Келдибеков Ахматбек Келдибекович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
1177

единиц оружия было утеряно в Киргизии в ходе событий 2010 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30