Олжас Тулеуов обеспокоился пирровой победой в борьбе с инфляцией
Управляющий директор Центра исследований прикладной экономики (AERC) Олжас Тулеуов достучался со своим обращением до администрации президента и рассказал LS, какие проблемы в экономике Казахстана он обсудил "по ту сторону баррикад".
Пиррова победа в борьбе с инфляцией и изменение курса экономики
По озвученному в администрации мнению Тулеуова, текущее направление страны, основанное на прямом перераспределении дохода от продажи нефти, уже исчерпывает себя. Экономист уточнил, что в дальнейшем она может иметь деструктивный социально-политический эффект.
"Поэтому нам нужно переходить к экономической политике, которая создаст больше инклюзивности. Это когда у людей есть возможность увеличить инвестиции в развитие своих навыков и способностей. Это в конечном итоге отразится на возможности работодателей иметь равные шансы нанять лучших работников", – заметил собеседник LS.
Он объяснил, что сейчас в Казахстане наблюдается замкнутая цепочка из слабой производительности труда, преобладания низкоквалифицированной рабочей силы и низкой зарплаты. По мнению Тулеуова, разорвать эту связь возможно только путем полноценного перехода к модели эндогенного экономического роста. По краткому объяснению экономиста, теория эндогенного экономического роста сводится к тому, что активное инвестирование в человеческий капитал и инновации создает драйвер развития и качественного роста экономики.
"Следование этой модели потребует от Казахстана в первую очередь активное использование накопленной за годы независимости нефтяной ренты на реформирование системы среднего и высшего образования по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев Университета. Это в течение пяти-семи лет станет мощным источником взрывного роста качества человеческого капитала и научно-инновационного потенциала страны", – спрогнозировал Тулеуов.
Он также предложил правительству вместо экстенсивного (количественного, – прим. LS) наращивания экономического роста сконцентрироваться на создании условия для наращивания потенциала роста экономики в долгосрочном периоде.
"Несбалансированное выдавливание роста экономики из всех щелей путем заливания экономики потоками денег приведет только к тому, что в будущем рост инфляции поглотит весь реализованный рост. В итоге все придется начинать с более низкой позиции, чем было до этого. Поэтому при формировании некоторых таргетов (целей, – прим. LS) роста экономики следует обращать внимание на то, каковы потенциал и возможности у текущих мощностей.
До 2014-2015 годов потенциал роста экономики Казахстана благодаря высоким ценам на нефть оценивался на уровне 10-11%. Сейчас же потенциал снизился до 3-3,5%. Следовательно, экстенсивный разгон выше потенциала, при этом нет качественных изменений в структуре самой экономики. Это сказывается на росте внутренних цен. Получается, что это в некотором смысле пиррова победа, причем временная. При этом в долгосрочной перспективе нужно задумываться больше над тем, как этот потенциал в 3-3,5% повысить, а не заниматься ростом фактического ВВП. Это предложение было воспринято позитивно, но опять-таки для более комплексной проработки вопроса требуется время", – заметил собеседник LS.
Тулеуов добавил, что, на его взгляд, практически ни у кого не осталось сомнений в том, что при следовании нынешней модели экономического развития страны ее эффективность и маржинальность будут лишь снижаться.
"Поэтому рано или поздно курс экономического развития Казахстана будет переходить на более устойчивые рельсы в рамках той же модели эндогенного экономического роста", – заметил экономист.
Сомнения по курсу тенге и спасение банков
Также во время встречи с заместителем руководителя администрации президента экономист сообщил о подозрениях, что биржевой курс тенге формируется не совсем по принципам свободно плавающего курсообразования.
"Разумеется, прямых доказательств у нас нет, так как нет в свободном доступе информации, способной это подтвердить или опровергнуть. Однако на протяжении текущего года сама динамика курса тенге к доллару США, к рублю, к юаню, как внутридневная, так и месячная, дает понять, что биржевая стоимость тенге активно управляется", – уточнил Тулеуов.
Комментируя инфляцию, он отметил, что таргет общего показателя роста потребительских цен сейчас несколько иллюзорный. По его словам, годовой уровень общей инфляции находится в коридоре Нацбанка 4-6%. Но в основном это происходит за счет директивного сокращения тарифов монополистов, которые не зависят от влияния монетарной политики финансового регулятора. В то же время базовая инфляция (без учета цен на товары и услуги, которые имеют сезонный характер или регулируются государством) сейчас превышает 7%, а некоторые компоненты, особенно потребительские товары, подорожали на 10%.
"Поэтому при формировании своей политики регулятор должен больше сфокусироваться на ценах, которые зависят от шоков спроса, нежели от шоков предложения", – предложил собеседник LS.
Он также высказался о необходимости увеличения финансирования госпрограммы индустриально-инновационного развития (ГПИИР).
"В первую и вторую пятилетку госпрограммы выделяемые из бюджета средства в большей мере финансировали те виды деятельности, которые являются смежными или не имеют прямого отношения к обрабатывающей промышленности. В то же время отраслевые обзоры Нацбанка, а также динамика структуры фондирования инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности демонстрируют, что "обработка" недостаточно кредитуема со стороны банков. Она нуждается в существенной и более нацеленной поддержке государства, что возможно реализовать в рамках третьей пятилетики ГПИИР в 2020-2025 годах. Все сказанные тезисы были приняты к сведению и требуют дальнейшей проработки", – заметил Тулеуов.
Экономист также коснулся того, что, по данным рейтингового агентства S&P, реальная доля неработающих кредитов в банковском секторе Казахстана может достигать 20-25%. С этой точки зрения, по мнению собеседника LS, финансовые институты находятся как минимум в предкризисном состоянии.
"Банковскую систему Казахстана ожидает существенная консолидация. Это вынужденная мера, способная очистить банковский сектор от слабых игроков, повысить устойчивость всей финансовой системы, воспитать в сознании банкиров новые модели ведения бизнеса. И в этом процессе амплуа государства должно смениться с позиции спасителя последней инстанции на роль, как говорил английский экономист Джон Мейнард Кейнс, "ночного сторожа*", – заключил Тулеуов.
Справка
*Согласно принципу невмешательства, экономика — это саморегулирующаяся система, которая сама находит эффективное равновесие, вмешательство же государства искажает получаемые экономическими агентами сигналы и эффективное равновесие оказывается недостижимым. Государству отводят роль "ночного сторожа" — установление правил взаимодействия экономических агентов на рынке и наблюдение за их исполнением, но никак не самостоятельного субъекта рынка.
Правила комментирования
comments powered by Disqus