Помощник Генерального секретаря ООН, заместитель директора-исполнителя Структуры «ООН-женщины» Оса Регнер считает удовлетворительными «коренные реформы и преобразования, происходящие в Узбекистане во всех сферах». На встрече с узбекской делегацией, принятой в августе этого года в Нью-Йорке, было также подчеркнуто, что страна добилась значительных успехов в области защиты прав и законных интересов женщин, повышении их роли в обществе, реализации сильной социальной политики.
Между тем, по данным ежегодного доклада Всемирного банка «Женщины, бизнес и закон», Узбекистан занял 127-е место в индексе гендерного равенства, набрав 70,63 баллов. Это самый низкий показатель среди стран СНГ. Казахстан и Армения набрали по 75,6 баллов, Кыргызстан – 76,8, Таджикистан – 81, 8. Женщины и девочки в Узбекистане не всегда могут в полной мере использовать свои законные права и те возможности, которые им предоставляются в различных сферах.
Это объясняется традиционными стереотипами, препятствующими участию женщин в общественной жизни, принятию женщинами решений, развитию личности. Социологическое исследование «Обеспечение равенства участия женщин в управлении местными органами власти», которое проводилось в рамках одного из проектов ПРООН, показало, что 53% респондентов отметили необходимость посвящать себя семье, ухаживать за престарелыми родителями, детьми, 44% участников опроса отметили стереотипы традиционной семьи, согласно которым женщина должна сидеть дома и вести хозяйство, смотреть за детьми.
Решая гендерные вопросы, признают независимые аналитики, важно обратить внимание и на то, что заработная плата женщин в Узбекистане на 35% ниже, чем у мужчин. На собеседовании в крупной компании женщине, несмотря на опыт и знания, все еще могут отказать в работе в пользу представителя сильного пола. Причина – ее возможный выход в декретный отпуск, дети, которые могут заболеть, и самое банальное – не справится с возложенными на нее обязанностями. Карьерным ростом своих жен не всегда довольны и многие супруги, которые считают, что женская задача – охранять семейный очаг, а не выбиваться в люди.
Рекомендации приняты к сведению
В Узбекистане принято и ратифицировано свыше 100 национальных и международных правовых актов, направленных на защиту интересов женщин, отвечающих стандартам ООН. Страна присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в июне 1995 года. Раз в четыре года правительство представляет в Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) национальные доклады о прогрессе, достигнутом при выполнении положений Конвенции.
Несмотря на существующие проблемы с неравенством в Узбекистане в последнее время в стране уделяется особое внимание месту женщине в политике, о чем говорит и назначение на должность главы Сената Танзили Нарбаевой. Первую в истории страны женщину – главу верхней палаты Парламента, рекомендовал на этот пост Ш.М. Мирзиёев, глава государства, отметивший такие ее качества, как честность, порядочность и патриотизм. К такому решению, признался руководитель страны, он готовился больше года, потому оно не было необдуманным.
Сегодня в стране насчитывается 17 женщин-сенаторов, 15 депутатов Законодательной палаты, 6 академиков и 514 докторов наук. Процентное соотношение женщин – депутатов местных Кенгашей составляет 23%. На руководящих постах в системе исполнительной власти их около 15% или 39 женщин в Аппарате Президента, Кабинете Министров, Сенате и Законодательной палате Олий Мажлиса Узбекистана.А вот женщин хакимов в стране пока нет, как, впрочем, в Казахстане, Кыргызстане и других республиках Центральной Азии.
До Норвегии пока далеко
В октябре журнал National Geographic опубликовал рейтинг стран мира, наиболее безопасных и удобных для проживания для женщин Women, Peace and Security Index (WPS Index). В рейтинге просчитаны позиции 167 стран мира. Норвегия в нем занимает первое место.
Лучшая, если так можно сказать, отметка среди стран Центральной Азии у Казахстана, которому в рейтинге отведено 43 место. Следом, как это ни странно, идет Туркменистан, занявший 60 место. Кыргызстан занял 80 позицию, Узбекистан – 89. Самый низкий в ЦА рейтинг у Таджикистана, который оказался на 96 месте. Так, к примеру, в Казахстане уровень безопасности женщин в обществе остается низким, а образования – высоким. В Узбекистане общественная безопасность жительниц находится на среднем уровне, а вот в Туркменистане – на высоком. Низким оказался уровень по представительству женщин во власти в Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане, в Казахстане и Туркменистане этот уровень назван средним.
Если говорить о женщинах во власти, то в Кыргызстане, например, три представительницы прекрасного пола заняты в Кабинете Министров, 14 судей, при этом председателем Верховного суда также является женщина. Не стоит забывать, что Кыргызстан – единственная страна в СНГ, которой в свое время руководила женщина (Роза Отунбаева- «президент переходного периода»). В выборах президента Казахстана в этом году женщина принимала участие впервые, но одержать победу в нелегкой борьбе за главное кресло страны Дание Еспаевой не удалось. «Властной» дамой в Казахстане по-прежнему остается Дарига Назарбаева, председатель Сената парламента республики.
В Казахстане, где проживают 9,7 миллионов женщин, их в парламенте страны почти 30 %, что, по словам Елбасы – «превышает аналогичный мировой показатель». В сентябре этого года начал свою работу "Альянс Женских Сил Казахстана", объединивший 20 НПО, занимавшихся вопросами женщин. В планы, которые Альянс наметил на ближайшее время, входит выработка предложений по законодательному определению статуса одиноких и многодетных матерей.
Несмотря на самое последнее место Таджикистана в списке среди стран Центральной Азии в рейтинге Women, Peace and Security Index, здесь также есть женщины, добившиеся определенного успехав политике, бизнесе, науке. Это, в первую очередь, Озода Рахмон, глава аппарата президента страны и одна из дочерей президента. В Таджикистане она входит в топ-10 самых влиятельных женщин страны. Должность бывшей журналистки Зевар Давлатзоды – заместитель министра культуры, как и дочь президента Рахмона, она имеет орден «Шараф», первой степени.
Еще одна женщина у руля власти – Мархабо Джаббори. Как заместитель премьер-министра Таджикистана, она не раз поднимала вопросы о повышении статуса женщин в обществе. Особенно острым в стране стоит проблема домашнего насилия. В своем последнем докладе Human Rights Watch (HRW) отмечает, что "Правительство Таджикистана не выполняет своих международно-правовых обязательств в области защиты женщин и девочек от дискриминации и насилия в семье".
Проблема домашнего насилия, впрочем, была и остается серьезной и для Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Похищение невест, давление свекровей и мужей на девушек, избиение, убийства, психологическое насилие в семье, невозможность получения образования после замужества – эти вопросы правозащитники ставят во главу угла, но они в ряде случаев так и остаются нерешенными.
Центры разные нужны
На международном форуме «Роль женщин Центральной Азии в решении социальных проблем XXI века», прошедшем на днях в Самарканде, была принята декларация «Призыв к активизации деятельности по поддержке местных центров развития», которые должны будут обеспечить доступ к образованию девушек и женщин из малообеспеченных семей. В пяти таких центрах, действующих в Навоийской, Сурхандарьинской, Самаркандской, Андижанской и Джизакской областях Узбекистана обучились 270 жительниц этих областей. К маю следующего года их количество планируют довести до 1600. Участницы из России, Германии, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана рассказали об опыте работ подобных центров, действующих в их странах.
Для развития центров в Узбекистане нужны финансовая поддержка государства и социальное партнерство – отметила директор Республиканского центра социально-экономического развития «САБР» Мавлюда Ширинова. На форуме о своей работе отчитались представители Комиссии по вопросам гендерного равенства, которая появилась в Узбекистане в марте. Уже сегодня в тестовом режиме запущена Национальная платформа по гендерному равенству, разрабатывается предложение по совершенствованию гендерной статистки. Возможно, именно работа подобных центров приблизит Узбекистан к достижению более высоких показателей в оценках международных организаций по вопросам защите прав женщин.
Правила комментирования
comments powered by Disqus