В Казахстане регулярно публикуются рейтинги глав регионов. Причем нередко их ранжируют на основе таких критериев, как информационная открытость (активность), перспективность, влияние, политический «вес» и т.д. Наверное, они тоже важны, но все же вряд ли отражают то, как акимы справляются с главной своей задачей. А видится эта главная задача в создании на вверенных им территориях условий, позволяющих местному населению повышать свой жизненный уровень и быть уверенными в завтрашнем дне.
Хотя главы регионов и имеют статус политических государственных служащих, всерьез их как политиков сегодня мало кто рассматривает. Возможно, когда введут (если введут) выборность всех акимов, они станут таковыми не только формально, но и по сути. А сейчас с них спрашивают почти исключительно как с хозяйственников. Соответственно, и определять степень того, насколько умело и эффективно они выполняют свои должностные обязанности, следует, исходя, прежде всего, из динамики основных социально-экономических показателей. И особенно таких, которые отражают изменения в уровне и качестве жизни людей, проживающих в тех или иных регионах.
Один из наиболее важных в их ряду – уровень денежных доходов населения. Это совокупность финансовых средств, получаемых в виде заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий, доходов от предпринимательской деятельности, от ведения личных подсобных хозяйств, а также процентов по денежным вкладам, страховых выплат и т.д. Согласно утвержденной методике, в расчет берется и плюсуется даже так называемый коэффициент досчета на сокрытие оплаты труда – думаю, не стоит объяснять, что имеется в виду.
В свою очередь, на величину и динамику изменения денежных доходов населения в каждом конкретно взятом регионе напрямую влияют уровень промышленного и аграрного производства, степень занятости трудоспособных граждан, наличие условий для развития малого и среднего бизнеса, доступность пастбищ, сенокосов, воды для желающих держать скот, возделывать сады и огороды... Словом, все то, чем должен заниматься аким, работая ради этого с потенциальными инвесторами, которые могли бы вложиться в создание новых производств, помогая местным предпринимателям в устранении существующих барьеров, грамотно распоряжаясь земельными, водными и прочими ресурсами, снижая по мере возможностей уровень безработицы, в том числе скрытой...
Понятно, что регионы изначально находятся в неравном положении. В одних есть крупные месторождения нефти и газа, а другие ими обделены. В одних еще в советские годы был создан мощный промышленный потенциал, а другие не располагают таким наследием. В одних традиционно высокая рождаемость (и соответственно каждому домохозяйству приходится распределять получаемые доходы между большим количеством ртов), а в других, напротив, наблюдается депопуляция. Поэтому сравнение абсолютных величин среднедушевых доходов населения в региональном разрезе не даст объективной картины.
Совершенно иное дело – сравнивать то, насколько они изменились в каждой области, в каждом городе за определенный период. Скажем, за пять лет – таким принято считать оптимальный срок пребывания акима на своем посту, чтобы он успел сделать что-то полезное, реализовать какие-то свои идеи, но при этом не засиделся в кресле, не «забронзовел». Так вот, вооружившись официальными данными Бюро национальной статистики РК за второй квартал 2016-го и второй квартал 2021-го, автор этих строк составил таблицу, в которой отражена такая динамика.
Из нее следует, что в целом по стране за последние пять лет среднедушевые номинальные доходы населения выросли в 1,72 раза. Если учесть, что за этот период примерно в такой же пропорции подорожали основные продукты питания (например, говядина – в 1,79, мука – в 1,64 раза), то можно сделать вывод: реальные доходы среднестатистического казахстанца если и изменились, то незначительно. Впрочем, это тема отдельного разговора, а здесь следует отметить только то, что продовольственная, да и в целом потребительская корзина в разных регионах страны за это пятилетие подорожала примерно в одинаковой степени.
Наибольший рост среднедушевых номинальных доходов населения за рассматриваемый период произошел в Карагандинской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях, где добились двукратного (и даже большего) увеличения. Следом идут Костанайская, Северо-Казахстанская, Акмолинская и Павлодарская области: там этот показатель вырос в 1,94 – 1,88 раза. Заметьте: среди лидеров фигурируют почти сплошь северные, восточные и центральные регионы нашей республики.
А вот на западе и юге ситуация совершенно иная. Там в большинстве областей рост номинальных доходов населения оказался ниже, чем в среднем по стране: в Актюбинской, Атырауской и Западно-Казахстанской – в 1,69, в Алматинской – в 1,64, а в Мангистауской – и вовсе лишь в 1,32 раза. Туркестанской области пять лет назад еще не существовало, а если брать за исходную цифру показатель Южно-Казахстанской, в состав которой тогда входил и город Шымкент, то рост составит 1,70 раза.
Особняком стоят города республиканского значения. В Нур-Султане среднедушевой уровень номинальных доходов его жителей увеличился в 1,40, в Алматы – в 1,47 раза. Но здесь нужно учесть, что и новая, и старая столицы переживали наплыв внутренних мигрантов, вследствие чего их население выросло за этот период соответственно на 12,8 и 15,8 процента, тогда как в целом по республике – на 7,2 процента. А большинство таких переселенцев вряд ли можно отнести к категории людей, имеющих высокие доходы. Тем не менее, даже с учетом этого обстоятельства динамика изменения рассматриваемого сегодня показателя в обоих мегаполисах, мягко говоря, не впечатляет.
Что касается Шымкента, то отсутствие данных за 2016-й исключает возможность сопоставления того, что было пять лет назад, с ситуацией на сегодня. Можно констатировать только одно: этот город, наряду с Туркестанской областью, продолжает оставаться аутсайдером по абсолютному показателю среднедушевых номинальных доходов населения – он в Шымкенте в полтора раза ниже, чем в целом по республике, и ниже, чем даже в Кызылорде, Таразе... Что, впрочем, отчасти компенсируется относительно низкими ценами.
А теперь вернемся к рейтингам. Первое место по темпам роста доходов населения за последние пять лет заняла Карагандинская область. Ровно половину этого срока, два с половиной года (с марта 2017-го по сентябрь 2019-го), ею руководил человек, который наверняка внес вклад в обеспечение такой динамики, но, тем не менее, в самом известном и наиболее часто цитируемом рейтинге акимов выше 11-й позиции в тот период не поднимался. Причем в рейтинге, где глав регионов ранжируют по степени «эффективности деятельности». А его лидерами регулярно становились акимы Алматы, Кызылординской и Алматинской областей, даже Шымкента. Комментарии, как говорится, излишни…
Правила комментирования
comments powered by Disqus