90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

США-Кыргызстан: стратегия информационной экспансии

США-Кыргызстан: стратегия информационной экспансии

Прозападные и пророссийские: кыргызский баланс

Недавний демарш кыргызстанских СМИ в ответ на блокировку властями республики сайта кыргызской службы «Радио Свобода» - «Азаттык» - заставляет внимательно приглядеться к ситуации на медиарынке Кыргызстана.

С началом российской специальной военной операции на Украине в виртуальном пространстве Кыргызстана обострилась схватка за умы кыргызстанцев. Чья же сторона - прозападная или пророссийская – берёт верх на информационном фронте? Никаких серьёзных исследований на сей счёт не проводилось. Попробуем разобраться - какие СМИ в Кыргызстане более популярны среди населения, кто больше влияет на общественное мнение?

По данным кыргызского Нацстаткома, в стране сейчас насчитывается свыше 1800 субъектов, зарегистрированных как средства массовой информации. При этом за последние 5 лет их количество увечилось на 12%. 

В Кыргызстане работают 177 телерадиокомпаний, из них 51 – в Бишкеке. Ровно четыре года назад – в ноябре 2018-го - Информационно-аналитический центр МГУ провел социсследование, посвящённое популярности российского телевидения в  Казахстане и Кыргызстане. Результат: в КР по «информированности о ТВ-программах» на первом месте оказались российский «Первый канал» и национальный «КТРК» - по 89% телезрителей. Что же касается новостных телепрограмм и политических дискуссий, то здесь доля телепросмотров выглядела так: российский «Первый канал» - 27,8%; национальный «КТРК» – 24,3%, «Россия-1» - 18,7%, «Россия-24» - 11%. Эти цифры позволили ИАЦ МГУ сделать весьма оптимистичный вывод: 

«Российское ТВ остаётся самым популярным в Кыргызстане. И это несмотря на усиливающуюся критику по поводу качества контента, а также сильнейшую конкуренцию со стороны интернета».

С тех пор, напомним, прошло четыре года. Более свежих данных о степени популярности российского ТВ в республике нет. И не исключено, что картина с тех пор существенно изменилась. Особенно если учесть, что сфера использования русского языка в Кыргызстане неуклонно сужается. Так, год назад – в ноябре 2021-го – российские дипломаты констатировали:

«По последним данным, в стране проживают примерно 6,7 миллиона человек, из них около 40-50% говорят на русском языке. Правда, наиболее широко он используется лишь в Бишкеке и Чуйской области, а в остальных регионах подавляющее большинство граждан республики используют киргизский».

То есть со временем значительная часть населения Кыргызстана попросту перестанет понимать, о чём ему рассказывают с российских телеканалов. 

При этом растёт и конкуренция со стороны интернет-ресурсов. С помощью американской компании веб-аналитики Similarweb мы составили рейтинг 10 наиболее популярных новостных агентств Кыргызстана. Вот так выглядит статистика посещаемости их официальных сайтов за октябрь этого года:

1. «Кактус Медиа» - более 4 млн посещений; 

2. «24.kg» - 3,2 млн посещений; 

3. «АКИpress» - 2,4 млн посещений; 

4. «Sputnik Кыргызстан» - 889,5 тыс. посещений; 

5. «Клооп Медиа» - 501,3 тыс. посещений; 

6. «Вечерний Бишкек» - 363,8 тыс. посещений; 

7. «Азаттык Медиа» - 490,5 тыс. посещений; 

8. «Vesti.kg» - 177,9 тыс. посещений; 

9. «Economist» - 206 тыс. посещений; 

10. «Bulak.kg» - 80,1 тыс. посещений. 

Стоит отметить, что в первую пятерку новостных сайтов входят три откровенно прозападных СМИ («Кактус Медиа», «24.kg», «Клооп Медиа»), в целом нейтральное «АКИpress» и лишь один пророссийский «Sputnik Кыргызстан». Следующая пятёрка в большинстве состоит тоже из прозападных СМИ («Азаттык Медиа», «Vesti.kg», «Economist», «Bulak.kg»), и лишь «Вечерний Бишкек» иногда публикует пророссийские материалы. 

По самым грубым прикидкам получается, что прозападные электронные СМИ охватывают примерно в три раза больше аудитории Кыргызстана, чем российские и относительно пророссийские СМИ. 

Впрочем, по данным  международной консалтинговой компании M-Vektor, 92% пользователей Кыргызстана предпочитают читать новостные материалы в социальных сетях, а не на официальных сайтах СМИ. Посмотрим, как выглядит популярность СМИ, судя, скажем, по их страницам в Facebook (цифры обозначают количество подписчиков по состоянию на 15 ноября):

1. «Азаттык Медиа» - 365 558 (на русском языке), 442 656 (на кыргызском языке). Всего -808 214;

2. «Клооп Медиа» - 167 000 (рус.), 57 000 (кырг.). Всего - 224 000;

3. «Кактус Медиа» - 218 000; 

4. «АКИpress» - 148 048;  

5. «Sputnik Кыргызстан» - 130 000 (рус.), 471 (кырг.). Всего - 130 471;

6. «24.kg» - 115 119; 

7. «Вечерний Бишкек» - 52 000; 

8. «Vesti.kg» - 28 655; 

9. «Economist» - 24 000; 

10. «Bulak.kg» - 2500.

И здесь, как видим, лидируют прозападные СМИ. Российский же «Sputnik Кыргызстан» хотя и находится в первой пятёрке, но по охвату кыргызоязычной аудитории на порядок уступает американскому «Азаттыку». То есть можно сказать, что кыргызская глубинка получает раз в десять (!) больше информации от главного пропагандистского рупора США. И, по сути, отдана заокеанскому гегемону на откуп. 

Примерно такой же расклад – и в других соцсетях.

Причина этого дисбаланса вполне банальна: западные доноры не жалеют денег на  финансирование местных информационных ресурсов (подробно об этом – чуть ниже). В том числе - на зарплаты журналистов, приобретение современной техники, а также, что немаловажно, – на организацию различных обучающих тренингов как внутри Кыргызстана, так и за рубежом. Где, как правило, журналистам ещё и промывают мозги, настраивая их на антироссийскую информационную работу. 

Результат этой работы можно наблюдать, например, на этих видеозаписях двух инцидентов, случившихся в Кыргызстане как до, так и после начала СВО на Украине. Так ведут себя некоторые граждане, обработанные  антироссийской пропагандой:

 

Каких-либо данных о грантах, выделяемых Россией на проведение информационной работы в Кыргызстане, в открытых источниках найти не удалось. Внешне пресловутая российская «мягкая сила» в республике сводится, в основном, к проведению таких мероприятий, как концерты, форумы, дни русского языка. А вот Запад… 

А Запад наступает! 

В октябре этого года Агентство США по международному сотрудничеству (USAID) завершило свой пятилетний проект «Инициатива по поддержке независимости медиа (Медиа-К)». В рамках этого проекта американцы профинансировали двенадцать СМИ и НПО в Кыргызстане («НТС», «TV1KG», «Клооп.Медиа», «Кактус.Медиа», «ПолитКлиника», «Салам Радио», «24.kg», «Говори ТВ», «Марал ТВ», «Элгезит», «Любимый ТВ» и НПО «Институт медиа полиси») на общую сумму 10 миллионов 650 тысяч долларов США. 

Но и это не всё

Большинство прозападных СМИ (а круг получателей грантов почти тот же самый) ещё плотно сидят на грантах NED - Национального фонда в поддержку демократии (на фото ниже -  сайты донорских организаций США в КР).    

 

Стоит напомнить, что Национальный фонд в поддержку демократии в своё время являлся основным элементом подрывного аппарата, работавшего против Советского Союза. Архитектуру NED разрабатывали директор ЦРУ Уильям Дж. Кейси и Уолтер Рэймонд-младший - специалист по пропаганде и дезинформации при Совете национальной безопасности США, а по совместительству - внештатный сотрудник ЦРУ. NED и по сей день работает на дестабилизацию государств, не послушных Вашингтону. 

На своем официальном сайте NED весьма откровенно описывает свою родословную: 

«Когда в конце 1960 годов выяснилось, что некоторые американские общественные организации тайно получали финансирование от ЦРУ для ведения идеологической войны в международном пространстве, администрация Джонсона пришла к выводу, что такое финансирование должно быть прекращено, рекомендовав создать «государственно-частный механизм» для открытого финансирования зарубежной деятельности».

В 2021 году, согласно отчётам NED, этот фонд профинансировал в Кыргызстане такие медиаорганизации, как: «Экономист» - $58000, «Клооп Медиа» - $565900, «Медиа Спейс» - $48800, «Центр медиаразвития» - $94000, «Институт медиа полиси» - $48000, «Джиномикс Медиа» – $110000.

В мае этого года Конгресс США одобрил бюджет Госдепартамента США на 2023 год. В рамках этого бюджета NED намерен потратить 300 миллионов долларов на так называемые «демократические преобразования», в том числе в странах Центральной Азии. Одобрив бюджет, Конгресс США предоставил возможность NED реализовать отнюдь не конструктивные планы в отношении России, Китая и Ирана, использовав для этого Центральноазиатский регион.

Ежегодно NED реализует так называемую программу «Евразия», охватывающую почти все постсоветские страны - Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Фонд намерен усиленно поддерживать «гражданское общество» и СМИ в этих странах - то есть, по сути, своих агентов. Для чего? Разумеется, для продвижения американской повестки и оболванивания населения этих государств. В бюджетном документе так и говорится:

 «Война России против Украины и Запада сопровождается новыми уровнями репрессий и дезинформации в России и других странах. В результате Россия останется главным приоритетом для региона (Евразии), и NED будет продолжать поддерживать усилия по освещению прозападными СМИ событий, касающихся вскрытию коррупционных схем в России, а также освещению нарушений прав человека российскими властями. Фонд окажет помощь россиянам, страдающим от репрессий и нуждающимся в юридической помощи. NED поддержит сеть активистов и исследователей из Центральной Азии и Южного Кавказа для анализа и повышения осведомлённости о растущем тлетворном влиянии Китая в регионе». 

Проще говоря, деструктивная деятельность NED будет вестись через информационные вбросы и организацию протестных акций в регионе – видимо, не без поддержки российских уклонистов от СВО

Львиную долю грантов для НПО и прозападных СМИ в Кыргызстане в 2023 году американский Конгресс выделил основному донору - Агентству США по международному сотрудничеству (USAID): 

21 миллион долларов в республике будет, в частности, потрачен на противостояние России в СМИ. О чём в бюджетном документе говорится тоже откровенно:

 «Помощь США поможет противостоять возросшей российской дезинформации и повысит независимость СМИ. Программы будут поддерживать гражданское общество и средства массовой информации». 

То есть фактически USAID будет продолжать финансировать провокационные статьи и видеосюжеты. Нет сомнений, что большинство публикаций прозападных СМИ в Кыргызстане будут направлены на подавление российского и китайского влияния в республике, так как оба государства являются конкурентами США в регионе.

Конгресс США одобрил финансирование на 2023 год ещё одной структуры - Агентства США по глобальным медиа (United States Agency for Global Media - USAGM). Оно объединяет в своей структуре несколько крупных сетей – «Голос Америки», «Настоящее время», «Радио Свобода», «Радио Свободная Азия», телевидение и радио Марти (пропаганда против кубинского руководства), а также арабские радио Sawa и телеканал Alhurra. В центральной Азии USAGM развернуло целую сеть национальных служб «Радио Свобода» – «Азаттык» (Казахстан и Кыргызстан), «Озоди» (Таджикистан), «Озодлик» (Узбекистан) и «Азатлык» (Турменистан).

Родословная этого агентства и этих служб тоже позволяют раскрыть их истинную суть.

После победы Советского Союза над гитлеровской Германией США пришли к выводу, что военная и идеологическая мощь СССР является реальной опасностью и для них. По мнению американцев, коммунистическая идеология Советов могла привести к полному коллапсу режимов стран Запада, а впоследствии – к потере мирового влияния на подконтрольные государства Европы, Азии и Латинской Америки. Инструментом для подрыва соцлагеря изнутри стал пропагандистский проект ЦРУ под названием «Радио Свободная Европа» (РСЕ). Он предполагал не только распространение «западных ценностей» и пропаганду, но и поддержку протестных движений и даже эскалацию межнациональных конфликтов в СССР и других странах Варшавского договора. 

Международный научный центр Вудро Вильсона опубликовал документы о связях ЦРУ и РСЕ, при этом отметив:

«Рассекреченные документы касаются разработки деятельности «Радио Свободная Европа». Сеть радиостанций контролировалась и финансировались ЦРУ до 1971 года, а затем финансирование продолжил Конгресс США. Документы показывают источники финансирования «Радио Свободная Европа» за пределами США». 

Особый интерес представляет рассекреченная переписка руководителей двух ведомств – шпионского и пропагандистского. Так, 11 января 1951 года директор ЦРУ Аллен Даллес сообщил Фрэнку Виснеру (главе РСЕ), что ЦРУ утвердило бюджет для трансляции передач. В другом письме - 4 января 1963-го - заместитель директора ЦРУ Маршалл Картер информирует главу «Радио Свободы» Джона Ричардсона о дополнительном финансировании РСЕ с целью расширения программного вещания и внедрения новых эффективных мер по операциям за рубежом. 

Возвращаясь к вопросу финансирования Агентством по глобальным медиа (USAGM) сетей «Радио Свобода», стоит отметить: новости, распространяемые службами РСЕ в центральноазиатских государствах, идут столь плотным потоком, что разглядеть откровенную ложь порой трудно не только простому обывателю, но и профессиональному журналисту. Идёт целенаправленное натравливание населения не только против своих властей, но и против государств, которые являются ближайшими партнёрами для стран Центральной Азии - Беларуси, России, Китая, Ирана - противников США в регионе.

Как видно из бюджета USAGM на 2023 год, в частности, на кыргызскую службу «Радио Свобода» - «Азаттык Медиа» - агентство намерено потратить 2 миллиона 266 тысяч долларов: 

В целом немалые деньги планируется потратить на вещание на Азию. USAGM откровенно заявляет:

«Мы начнём окружать Россию в информационное кольцо, ослабим влияние Ирана в регионе и нейтрализуем усилия Китая по расширению своего влияния за пределами Восточной и Юго-Восточной Азии». 

Для противодействия российскому влиянию USAGM в 2023 году планирует открыть  новые информационные центры в таких странах, как Литва и Латвия. В бюджетном документе на сей счёт говорится:

«Журналисты смогут безопасно получать и развивать свой контент, оставаясь максимально приближёнными к аудитории в Беларуси и России. Русскоязычная сеть «Настоящее время» совместно с «Радио Свобода» и в сотрудничестве с «Голосом Америки» будет включать контент из подразделения в Риге, одновременно визуализируя новости в социальных сетях».

 

2023 год: планов – громадьё! 

Следующий, 2023 год будет, мягко говоря, не простым для Кыргызстана, да и для всех центральноазиатских государств. В этом году Вашингтон приступил к реализации долгосрочного проекта «Страновая интегрированная стратегия. Кыргызская Республика», разработанного Госдепартаментом США. Эта стратегия демонстрирует далеко идущие планы американцев. 

Этот документ заслуживает того, чтобы процитировать его подробно: 

«Используя новые медиаинструменты, мы будем привлекать молодёжь с помощью различных платформ и увеличивать количество контента на кыргызском языке, чтобы охватить более широкую аудиторию по всей стране. Наша поддержка также будет включать противодействие дезинформации и поощрение медиаграмотности среди различных групп, включая журналистов и молодёжь. Несмотря на то, что экономика России отрезана от Запада, она продолжает доминировать в Центральной Азии и в Кыргызстане в том числе. Китай по-прежнему обладает значительным экономическим влиянием в торговле и инвестировании. Эти факторы подрывают независимость (Кыргызстана) и уверенность страны в своих силах.

Столкновения с Таджикистаном в Баткенской области подчеркивают низкий потенциал кыргызских сил безопасности. Правительство США выразило заинтересованность в тесном двустороннем сотрудничестве в области безопасности и в интересах Соединённых Штатов. Отношения будут формироваться на основе двустороннего соглашения, которое обеспечивает дополнительную подготовку и помощь. Однако риски, связанные с достижением этой цели (американской), могут быть сорваны активным участием России по линии ОДКБ и КНР по линии ШОС. Миссия США намерена снизить эти риски путём установления и поддержания диалога с широкой аудиторией, силами безопасности и обороны Кыргызстана через активное привлечение кыргызов в различные форумы (Центральная Азия 5 + 1 США и ООН)». 

Проше говоря, американцы намерены и дальше усиливать своё влияние в Кыргызстане по всем фронтам. В том числе через манипулирование мнением населения посредством подконтрольных СМИ и блогеров. Наверняка в ход пойдёт излюбленная американская тактика – «накрутка» кыргызстанцев против сотрудничества Кыргызстана с Россией и Китаем, а также использование неправительственного сектора на митингах и акциях протестов, как это уже было не раз.

Сможет ли Москва что-либо реально противопоставить этой наступательной стратегии? Увы, складывается впечатление, что её возможности в этом плане крайне ограничены. И это вполне может привести к постепенному откату пророссийского сегмента информационного пространства Кыргызстана на самые его задворки. 

Вашингтон будет, как и прежде, настраивать население Кыргызстана против членства республики в ОДКБ и ШОС, тем самым повышая для неё угрозу со стороны террористических группировок, окопавшихся в Афганистане. Можно предположить, что американцы способны развязать и очередной военный конфликт на кыргызско-таджикской границе для дальнейшей эскалации хаоса в контролируемой ОДКБ центральноазиатской зоне. То есть для ослабления позиций России в Центральной Азии на фоне СВО на Украине.   

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Специально для StanRadar.com: Артур Исаев, Феликс Таиров

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

 Дастан Далабайевич Бекешев

Бекешев Дастан Далабайевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
58

киргизских депутатов имеют оружие

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2022

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31