Многолетнее военное присутствие войск США в Афганистане позволило проамериканскому правительству потеснить талибов в ряде провинций. И все же угроза реставрации режима "Талибана" в стране велика со всеми негативными последствиями для Таджикистана и других соседних стран
Подготовленные американскими военными инструкторами национальные силы обороны и безопасности Афганистана регулярно проводят контртеррористические операции, встречая ожесточенное сопротивление.
Так, в вооруженном столкновении с боевиками радикального движения "Талибан" (запрещено в России) 2 ноября погибли девять афганских военнослужащих.
Талибы первыми открыли огонь из засады в приграничном уезде Нусаи северо-восточной провинции Бадахшан субботним утром. Бои у реки Пяндж в непосредственной близости от территории Таджикистана продолжались и в воскресенье.
В тот же день девять афганских школьников погибли в результате взрыва в сопредельной с Таджикистаном провинции Тахар на северо-востоке страны. Пятеро военнослужащих сил безопасности Афганистана 30 октября погибли на заставе у реки Пяндж в ходе атаки талибов в приграничном уезде Ханабад (провинция Кундуз).
Также в ночь на 6 ноября двадцать вооруженных боевиков напали на погранзаставу "Ишкобод" на таджикско-узбекской границе. В ходе нападения неизвестные захватили пять автоматов огнестрельного оружия (АКМ).
В результате операции силовых структур 15 членов вооруженной преступной группы попали в окружение и были уничтожены, еще пять из них задержаны. В перестрелке пострадала и таджикская сторона: погибли солдат пограничных войск и милиционер.
Для Душанбе это очень тревожная хроника. Таджикско-афганская граница становится все более горячей.
Ранее в ходе перманентных боевых действий талибы овладели значительной территорией в сельских районах страны. Их формирования регулярно атакуют крупные города Афганистана и американские базы.
Параллельно усиливается влияние "конкурирующей" террористической организации "Исламское государство" (ИГ или ИГИЛ, запрещена в России), которая после поражения в Сирии ищет новую "халифатообразующую" территорию – в восточной части Афганистана. У линии Пянджа с весны 2019-го сосредоточены около 5 тысяч боевиков ИГ.
Теневое влияние
Оказавшись в военно-политическом тупике, Пентагон разрабатывает план срочного и полного вывода войск из Афганистана.
Соответствующий приказ может последовать внезапно, как и в Сирии. После ранее объявленной (неочевидной) победы многие базы США законсервированы. Американцы и их союзники по НАТО постепенно выводят свои войска из Афганистана.
Предупреждая потенциальное расширение угроз, афганским мирным урегулированием систематически занимаются Москва и Пекин.
На этом поле стремятся конструктивно взаимодействовать Тегеран и Исламабад. И все же глобальная проблема не имеет простых решений, а незавершенность боевых действий и переговоров может стать карт-бланшем "Талибана" в афганском конфликте.
Во многих афганских провинциях талибы сформировали устойчивую квазигосударственную структуру, которая включает шариатское судопроизводство, полицейские подразделения, органы налогообложения. "Талибан" существенно ослабляет Афганистан, на этом фоне происходят активизация и наращивание сил прочих радикальных группировок (всего их более двадцати), что способствует обострению обстановки во всем Центрально-Азиатском регионе.
Вроде бы талибы не претендуют на захват территорий вне Афганистана, однако границы страны не везде отчетливо обозначены на местности, а кое-где условны.
Новый виток или качественный скачок гражданской войны в Афганистане неизбежно вызовет лавину беженцев, миграцию боевиков в соседние страны, рост наркотрафика, и, возможно, активизацию спящих террористических ячеек в Таджикистане.
Американская гангрена
Афганистан поддерживают более 40 стран во главе с Соединенными Штатами. Активно используются все инструменты и ресурсы НАТО, но 14 тысяч американских солдат, дислоцированных в стране в рамках операций "Решительная поддержка" и "Страж свободы" не остановили массированное наступление "Талибана" на город Газни.
Европейские союзники США начинают прозревать.
Ведущая турецкая газета Milliye эмоционально, но справедливо замечает, что после "нашествия демократии" Афганистан превратился в гангрену. А норвежское аналитическое издание Agenda Magasin уточняет: нынешний радикальный ислам зародился в 1989-м и развивался в конфликте с Западом.
Разумеется, от этих геополитических озарений Таджикистану не легче, военно-политическая турбулентность в регионе и угрозы национальной безопасности усиливаются.
Перемещение уцелевших подразделений ИГ и других террористических организаций из Сирии и Ирака в Афганистан создает условия для формирования нового псевдохалифата и давления на границы стран СНГ и других соседей.
Именно поэтому командно-штабные учения "Центр-2019" на центральноазиатском стратегическом направлении в сентябре объединили 128 тысяч военнослужащих из России, КНР, Пакистана, Кыргызстана, Индии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Глобальные проблемы проще решать сообща.
Правила комментирования
comments powered by Disqus