Как бы власти Казахстана ни рекламировали нефтегазовое «изобилие» страны, она была и остается страной аграрной, а значит, главный ее ресурс – земля. Прискорбно, но в настоящее время из-за нарушений агротехники, несоблюдения водного режима почв, недостатка или отсутствия средств на проведение рекультивации, низкой культуры земледелия, слабых сельскохозяйственных знаний товаропроизводителей опустыниванию и деградации подвержено свыше двух третей территории РК.
«Сегодня у нас очень много факторов, которые влияют на эти процессы, – МИА «Казинформ» приводит оценку вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлана Нысанбаева. – Есть проблемы деградации по поливным и посевным землям (от 4 до 10%), по лесному фонду – до 8%. Очень большую площадь деградации почв мы также имеем по пастбищам – от 20 до 60%, где идет чрезмерная пастьба скота, которая приводит к деградации наших пастбищ».
Отметим, что эта проблема приняла критические масштабы после развала СССР и ликвидации колхозов. Дробление их на мелкие частные хозяйства привело к тому, что село оказалось без создававшейся десятилетиями инфраструктуры, квалифицированных кадров, средств на развитие. Получаемые новоявленными «фермерами» доходы едва позволяют им сводить концы с концами. Миллионы гектаров возделываемых земель были заброшены, и никаких мер по контролю за ними не предпринималось. Многие ранее продуктивные площади заросли сорняками, подвергаются ветровой и водной эрозии и в итоге деградируют.
За годы независимости посевные площади, занятые под сельхозкультуры и в 1990 году составлявшие 35,2 млн га, сократились почти на 40% (особенно – более чем на 70% – пострадали площади под кормовыми культурами). Потеряла плодородие десятая часть поливных земель страны, почти 18 млн га пашни подвергаются ветровой и водной эрозии, деградировало до 60% пастбищ. Только от разработки недр пострадало 181,3 тыс. гектаров. По данным доклада Программы развития ООН «Стратегические меры по борьбе с опустыниванием в Республике Казахстан до 2025 года», общие ежегодные экономические потери из-за деградации земель в стране оцениваются в 93 млрд тенге.
В попытках решить эту проблему Казахстан еще в 1997 году ратифицировал Конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием, принял Земельный, Водный, Лесной и Экологический кодексы. Правительством была утверждена Программа по борьбе с опустыниванием в РК на 2005-2015 годы, на ее реализацию планировали только в первые три года затратить более 3 млрд тенге. Однако в 2008 году в связи с оптимизацией числа отраслевых программ эта программа была упразднена, и лишь отдельные ее мероприятия были включены в правительственную программу по охране окружающей среды «Жасыл даму» на 2010-2014 годы.
В октябре текущего года по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) в Алматы прошел региональный форум, в ходе которого учёные, политики и аграрии из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана обсуждали вопросы сохранения биоразнообразия, деградации земель и изменения климата. Но, несмотря на все эти программы, форумы, конвенции, результаты пока неутешительны.
Безусловно, континентальность и засушливость климата, скудость и неравномерность распределения водных ресурсов способствуют распространению песков и засолению почв. Однако среди причин, влияющих на процесс их деградации, человеческий фактор называют едва ли не доминирующим. И связан он с такими видами деятельности человека, как перевыпас скота и разрушение пастбищной инфраструктуры, плохая ирригация, вырубка лесов и кустарников, нерациональное использование воды, строительство и эксплуатация промышленных и прочих объектов. В каждой из стран региона площадь непригодных земель составляет от 40 до 100%, а ежегодный ущерб от потери гумуса – 12,5 млрд долларов.
Что касается Казахстана, то на западе республики значительные территории залиты нефтью, вокруг рудных месторождений на востоке и севере страны – карьеры, отвалы и терриконы, в Приаралье засолено 60% почвы. Много потерявшей плодородие деградированной земли в центральной части. Наибольший удельный вес деградированных земель приходится на Алматинскую, Атыраускую, Жамбылскую, Туркестанскую области.
Опустынивание и деградация земель приводят к снижению плодородия и продуктивности почв и, соответственно, негативно влияют на состояние аграрного сектора. Сегодня Казахстан не производит достаточного объёма продовольственных товаров даже для удовлетворения собственных потребностей. Фермерские хозяйства республики не в состоянии обеспечить население страны мясом, маслом, крупами. Страна стала зависимой от поставок продовольствия из-за рубежа. Для того чтобы остановить приток иностранной продукции, нужны эффективные научные разработки и новые технологии, противодействующие происходящей деградации земельных угодий.
Но если раньше опустыниванию были подвержены преимущественно аридные и субаридные территории юга и запада, то сейчас граница опустынивания продвигается на север, в сторону основных зерносеющих регионов республики, где из года в год отмечается ухудшение качества зерна.
Весьма плачевно выглядит ситуация в животноводстве: показатели поголовья КРС, овец, свиней, птицы все еще далеки от советских. Открытым остается, к примеру, вопрос, чем кормить отечественных буренок (не говоря уж об импортируемых ангусах и герефордах), если обеспеченность сочными кормами составляет треть от потребности, а такие виды ценных кормов, как сенаж, монокорм (зерносенаж) и кормовая свекла в республике практически не производятся?
Процессу деградации земель активно способствует неправильный выпас скота. По данным Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, из 188,9 млн га пастбищ крайней степени деградации достигли 26,6 млн. Наибольшей деградации подверглись пастбища, прилегающие к сельским населенным пунктам, отгонам, колодцам.
И это понятно. Когда колхозный скот раздали мелким собственникам, они оказались не в состоянии использовать дальние джайлау и стали пасти скот на приаульных пастбищах. Почва на них выедается и вытаптывается, подвергается эрозии, что доводит эти земли до опустынивания. Для изменения ситуации, полагают эксперты, необходимо возрождать сезонное использование отгонных пастбищ, объединяться для решения вопросов совместного выпаса, создавать различные формы кооперации, поднимать престиж профессии чабана.
В рамках ПРООН продвигаются проекты, которые помогают сельхозпроизводителям создавать пастбища, удаленные от населенных пунктов. В частности, общественный фонд «Фермер Казахстана», помогая сельчанам получать гранты международных организаций, реализует проекты в различных регионах страны по восстановлению отгонного животноводства. Фондом реализовано более 50 проектов и программ поддержки.
Принят и специальный закон о пастбищах, где четко регламентируется соотношение поголовья с площадью в зависимости от климатических зон. Ведутся работы по лесовосстановлению, по возрождению Аральского моря. По словам Ерлана Нысанбаева, в этом направлении Казахстан активно работает с международными организациями: за 15 лет реализовано более 30 проектов на сумму 52 млн долларов. В частности, посадка на высохшем дне Арала 56 тыс. гектаров саксаульных лесов.
Однако даже привлечение донорских финансовых средств и участие в международных проектах и региональных программах не позволяют республике выйти из создавшейся ситуации. С каждым годом в стране площадь деградированных земель растет, надолго выходя из хозяйственного оборота. На этом фоне имеющиеся положительные результаты – просто капля в море, поскольку возвращение земель в прежнее состояние требует совсем иных расходов и комплексного решения существующих уже десятилетиями проблем. О переломе в борьбе с процессом деградации земель ни на национальном, ни на региональном уровнях говорить пока не приходится.
Правила комментирования
comments powered by Disqus