Группа боевиков, совершивших нападение на пограничную заставу в Таджикистане в ночь на 6 ноября, не переходила афгано-таджикскую границу. Об этом «НГ» заявили сразу несколько высокопоставленных источников в силовых структурах Афганистана. По их словам, искать следы этой группы террористов следует за пределами афганской территории.
Как ранее сообщили СМИ со ссылкой на ГКНБ Республики Таджикистан, в ночь на среду 6 ноября вооруженная группа из 20 боевиков в масках напала на погранзаставу «Ишкобод», расположенную на таджикско-узбекской границе, в 60 км к юго-западу от Душанбе. Согласно официальной информации таджикских силовиков, в ходе боестолкновения 15 террористов были уничтожены, оставшиеся пятеро ранены и захвачены в плен. В бою погибли один солдат погранвойск и один сотрудник МВД Таджикистана. Представители ГКНБ подчеркнули, что группа боевиков принадлежала к «Исламскому государству» (ИГ, организация запрещена в РФ) и прибыла в Таджикистан с территории соседнего Афганистана.
Однако опрошенные «НГ» высокопоставленные и хорошо информированные сотрудники афганских силовых ведомств опровергли утверждения таджикских коллег о проникновении группы боевиков ИГ в Таджикистан из Афганистана. «Участок госграницы в уезде Кала-и-Зал провинции Кундуз, откуда, по сообщениям СМИ, якобы проникли боевики ИГ в Таджикистан, вполне достойно охраняется с афганской, да и с таджикской стороны, - прокомментировал «НГ» ситуацию один из афганских силовиков.
– Наши службы здесь зафиксировали и пресекли бы попытку перехода границы не то что группой в 20 человек, но даже одним человеком. Не надо забывать также, что участок границы в Кала-и-Зал очень труден для нелегального перехода: для этого боевикам пришлось бы переправиться через реку Пяндж, а это, поверьте, очень непросто сделать, тем более, группе в два десятка человек».
«Это бред, - коротко прокомментировал сообщения СМИ о якобы прорыве террористов ИГ из Афганистана в Таджикистан информированный собеседник «НГ» в афганских спецслужбах. – Такой переход через границу просто не мог состояться, о нем наверняка знали бы и мы, и наши таджикские коллеги. Наши агентурные возможности позволяют иметь полное представление о том, что происходи в приграничных районах».
Один из афганских силовиков в разговоре с «НГ» выразил уверенность, что «следы этой группы боевиков следует искать за пределами афганской территории»: «Эти люди точно пришли не из Афганистана. Возможно, группа была сформирована уже на территории Таджикистана. Сложно сказать, насколько к этому причастно ИГ. Хорошо, что захвачены пленные, значит, будут получены важные показания. Надеюсь, таджикские коллеги поделятся с нами этой информацией».
До сих пор официальные медиа-ресурсы ИГ игнорируют тему инцидента 6 ноября на узбекско-таджикской границе. «Исламское государство» также не взяло на себя ответственность за подготовку террористической акции в Таджикистане.
Примечательно, что хранят молчание по поводу заявлений ГКНБ Таджикистана и представители «Талибана» (организация запрещена в РФ). Для талибов заявления таджикских силовиков могут стать сильнейшим политическим и репутационным ударом. Ведь уже почти год представители «Талибана» утверждают, что покончили с присутствием ИГ в Северном Афганистане.
Более того, талибы и их политические симпатизаторы в других странах утверждают, что именно «Талибан» способен эффективно справиться с угрозой ИГ в Афганистане и, соответственно, обеспечить безопасность стран СНГ, защитив их от возможного вторжения террористов «халифата» с афганской территории. Так, спецпредставитель РФ по Афганистану Замир Кабулов не устает уже несколько лет повторять, что интересы России и талибов совпадают именно в борьбе с «Исламским государством», и что боевики «Талибана» очень эффективны в решении этой задачи.
Однако заявления официальных таджикских представителей об инциденте 6 ноября показывают, что утверждения Замира Кабулова уязвимы, что талибы, оказывается, не столь эффективны в борьбе с ИГ, и что «Талибан» обманывает своих партнеров по переговорам, говоря, что уже избавил север Афганистана от присутствия террористов «халифата».
«Очевидно, что в такой деликатной политической ситуации чиновникам российского МИДа будет выгодно поддержать точку зрения афганских силовиков, хотя это психологически непросто для людей, привыкших вести «холодную войну» с официальным Кабулом», - заметил в беседе с «НГ» один из афганских политических экспертов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus