ИГ* взяло на себя ответственность за нападение на погранзаставу «Ишкобод» в Таджикистане, которое стало одной из самых громких террористических вылазок последнего времени. Погибло не менее 17 человек, из которых двое - стражи порядка. Боевики смогли проникнуть вглубь территории Таджикистана, атаковав заставу даже не на афганской, а на узбекистанской границе.
Немедленно появились версии конспирологического толка, обвиняющие Душанбе чуть ли не в организации массового убийства для решения неких политических задач. Версии эти немедленно и охотно приняла проамериканская прессы, старающаяся сгладить признаки роста террористической угрозы на севере Афганистана. Однако для специалиста, давно изучающего регион, истина довольно проста.
Прошедшие события
На афгано-таджикской границе неспокойно уже очень давно. В 2017 году было зафиксировано более 30 пограничных столкновений с 19 убитыми, в 2018 году не менее 20 столкновений и 11 убитых. С октября прошлого года пограничная служба республики вообще перестала сообщать о пограничных столкновениях, если они не сопровождались жертвами среди личного состава, чтобы не нагнетать панику.
Ухудшение ситуации - естественный итог гражданской войны на афганской территории, в ходе которой многие пограничные районы в Кундузе и афганском Бадахшане вышли из-под контроля властей. Сейчас есть достоверные данные минимум о 3 базах Аль-Каиды* и ИГ* в этих двух провинциях, полученных на основе анализа открытых источников.
Ближайшая к месту атаки находится в Кундузе в районе Бахарак-базара. Первые сообщения о ней западных источников относятся к 2017-му, но она продолжает активно действовать, что не лучшим образом характеризует ситуацию в регионе, которую в хаосе войны не удерживают под полным контролем ни войска НАТО, ни талибы. Должен сказать, что сам об этом форпосте боевиков рассказывал на конференции Института СНГ в октябре 2019 года. Причём обращал внимание на наличие в силу особенностей рельефа достаточно легкого доступа для обитателей лагеря террористов к границе чуть восточнее стыка узбекской и таджикской границ.
Собственно, прорыв террористический групп на территорию Таджикистана при подобных условиях был лишь вопросом времени. Постоянно купировать криминальную активность при вынужденной пассивности афганских властей на протяжении более 1340 км, увы, просто невозможны.
О проникновениях небольших групп эмиссаров ИГ*, Аль-Каиды*, ИДУ* по контрабандным тропам источники на основе анонимности известно давно. Теперь подобная вылазка произошла вновь.
Атака на заставу
Судя по имеющимся данным, боевики перешли границу 3 ноября в районе уезда Калаи-зол, на открытом пространстве которое обычно плохо патрулирует, так как оно непригодно для транспортировки наркогрузов. Однако небольшая группа успела пересечь участок броском после чего была встречена бандпособниками минимум на двух автомашинах для последующего движения на север.
Данные о наличие в республике подполья ИГ* давно не новость. В прошлом году боевиками террористической организации было совершенно убийство иностранных туристов на юге страны, организованы бунты в исправительных колониях. Наконец, группа террористов была арестована при подготовке терактов против 201-й военной базы в республике. Были примеры процессов над эмиссарами террористов из числа таджикских граждан, проникавшими в Таджикистан с афганской территории, где ранее участвовали в боях на стороне террористических организаций.
Общая численность группы действовавшей на территории западного Таджикистана группы боевиков составила 20 человек, среди которых были уроженцы Согдийской области, Душанбе и районов республиканского подчинения. Также среди террористов были и иностранные граждане.
Около 3:30 утром 6 ноября боевики попытались атаковать погранзаставу на узбекской границе. Рассчитывая на ее худшую подготовку в сравнении с ситуацией на южном рубеже, где по местным слухам можно встретить и российских офицеров, а также неготовность к атакам «с тыла». Часть выдвинулась пешим порядком на объект, чтобы связать пограничников боем, другая после начала перестрелки должна была подъехать к объекту обеспечив поддержку своим единомышленникам. Однако организованный отпор пограничников сорвал планы террористов. Одна из машин была подбита и загорелась, и значительная часть нападавших была уничтожена при высадке из автоматического оружия. Практически бой развивался по сценарию, типичному для пограничных вылазок из Афганистана: большие потери боевиков и ограниченные у силовиков.
Развитие боя не исключает, что за прошедшие дни властям удалось получить данные о планах боевиков и подготовить засаду, однако несомненного успеха это не отменяет.
Чего хотели террористы?
Атака явно имела комплексные задачи. Наиболее очевидная - захват оружия, формы, аутентичных амуниции, формы и документов пограничных частей, которые можно было бы использовать для операций на южной границе.
Кроме того, для боевиков было важно добиться хотя бы локального успеха над силовиками СНГ, которые остаются для них более сложным и опасным противником, чем афганская армия и иностранные контингенты в Афганистане.
Наконец, атака могла быть направлена на «прощупывание» границы с Узбекистаном. Среди иностранных террористов в Афганистане традиционно много этнических узбеков, связанных с Ферганской долиной, которые стремятся возобновить террористическую деятельность в республике и активизировать контакты с местным подпольем. Можно напомнить, что в 2015-м задачи по созданию «моста в Узбекистан» ставились и перед террористическим подпольем в Ошской области, однако оно было вовремя раскрыто местными властями.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что прошедшая вылазка отвечала исключительно интересам боевиков и поставила в сложное положение силовые структуры Таджикистана.
Во-первых, она показала наличие в стране активного подполья ИГ*, которое не удалось ликвидировать, несмотря на все операции прошлого года.
Во-вторых, возникли вопросы к охране на афганском участке границы, наличие «окон» которые атака показала.
Не хочу преуменьшать труд и успехи республиканских силовиков, однако случившееся показывает, что в силу неблагоприятных факторов на афганской территории, угроза не исчезает, а только растёт, требуя новых усилий и подходов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus