90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

ОПК Казахстана после испытания трудными временами

25.11.2019 12:30

Безопасность

ОПК Казахстана после испытания трудными временами

Оборонная промышленность Казахской ССР не являлась исключением и работала в одной связке с предприятиями ВПК СССР, расположенными в других республиках. Как и в них, распад Советского Союза сказался на казахстанской «оборонке» не лучшим образом: от разрыва кооперационных связей между заводами, неожиданно для себя оказавшимися в различных странах, не выиграл никто. Но время идёт. Где-то военная промышленность сумела преодолеть спад и добиться новых высот, где-то жизнь отрасли едва теплится, а кое-где и вовсе отказались от производства вооружений в пользу закупки зарубежных образцов боевой техники и оружия.

Как с этим вопросом обстоят дела у Казахстана?

От лучшего не отказываться

В отличие от той же Украины, Казахстан не просто не ограничивал сотрудничество с Россией в оборонных вопросах, а остался одним из главных военных союзников РФ. В том числе в рамках созданных на постсоветском пространстве оборонных структур. «Немаловажный факт: Казахстан входит в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и опять же возникает вопрос об унификации техники и вооружения воинских подразделений, входящих в ОДКБ коалиционных сил безопасности и специального назначения.

А то случится какая-нибудь совместная операция, и одни приедут на «Тиграх», другие – на «Кобрах», третьи – на «Хаммерах». Как их ремонтировать, как осуществлять техническое обслуживание? – задаётся вопросом начальник управления техники и вооружения Национальной гвардии Казахстана полковник Константин Воронкин. – То же самое с оружием: один придёт с автоматом Калашникова, другой – с винтовкой М-16. Когда кончатся патроны, союзник и брат по оружию не сможет помочь – боеприпасы несовместимы».

Не секрет, что этот подход продиктован не только высокими соображениями братства и союзничества. Отказ от советских стандартов вооружений и переход на иные стандарты, как показал опыт государств, состоявших в Организации Варшавского договора, а потом ставших членами НАТО, сопряжён с гигантскими расходами. И если такие страны, как Польша, Болгария, Венгрия, Румыния, Прибалтийские государства ради этого целенаправленно финансировались США и Североатлантическим альянсом, то не членам НАТО придётся тратить на это собственные средства.

К примеру, Польша, за 30 лет так и не сумевшая окончательно «порвать с коммунистическим прошлым» в области вооружений, запланировала в период с 2021 по 2035 год потратить 131 млрд долларов на перевооружение с советских образцов стоящей у неё на вооружении боевой техники.

В том числе и поэтому казахстанский ОПК не спешит отказываться от сотрудничества с постсоветскими странами в производстве, обслуживании и ремонте техники, полученной в наследство от СССР или закупленной у РФ. И речь не только о России. РК активно сотрудничает в «оружейных» вопросах с Азербайджаном и Белоруссией. «У белорусов очень хорошие средства связи, отличная оптика. Но нельзя сказать, что всё вооружение и технику будем закупать в Беларуси. Мы постоянно мониторим рынок вооружения в поисках лучших образцов. Не устану повторять – это лучшее должно быть унифицировано с другими силовыми структурами Казахстана, а также с нашими собратьями по ОДКБ», – считает К. Воронин.

Сотрудничество с соседями и не только

Не чурается казахстанский ОПК и сотрудничеством со странами, не входящими в ОДКБ. Самые яркие примеры – созданная на базе бронированных машин Marauder из ЮАР линейка собственных бронеавтомобилей «Арлан», «Алан» и «Барыс» с колёсными формулами 4х4, 6х6, 8х8. Некоторые из этих машин даже уже экспортируются в третьи страны. Не очень удачной оказалась попытка модернизации самоходных гаубиц «Семсер» и миномётов «Айбат» с участием израильской компании: за нанесённый стране ущерб в 2013 году был осуждён заместитель министра обороны.

Предпринята попытка совместного с Турцией производства бронемашин «Кобра». В Казахстане также мелкими партиями производится крупноузловая сборка, покраска и установка специального оборудования на франко-германские вертолёты «Еврокоптер ЕС-145».

Хотя, конечно, главным казахстанским партнёром в области военно-технического сотрудничества остаётся Россия. И следует признать, что успехи в таком сотрудничестве впечатляют. Например, Семипалатинский автосборочный завод производит на базе автомобиля «Урал» фактически полный спектр военных машин для казахстанских силовиков – от бортовых грузовиков до бронированного Урал-4320ВВ, разработанного в Миассе специально для внутренних войск.

Ещё большим достижением стало участие алмаатинского СКТБ «Гранит» в обслуживании зенитно-ракетных комплексов С-300. Такие работы обычно выполняет предприятие-изготовитель – российский концерн «Алмаз-Антей», но то, что Казахстану, прикрывающему своими ЗРК южные рубежи России в рамках единой системы ПВО, доверили столь важную работу, говорит о многом. Причём «Гранит» не просто производит полномасштабный ремонт и обслуживание всех компонентов комплекса, но и занимается его модернизацией, включая замену электронной «начинки» ракет и управляющих комплексов, содержащей новую элементную базу.

Существует и «обратная связь». Так после распада СССР завод «Металлист» в Уральске остался единственным производителем крупнокалиберного пулемёта НСВ-12,7 «Утёс» для российских вооружённых сил. И успешно справляется с этой ролью по сей день.

На друга надейся и сам не плошай

Да, производство всего комплекса вооружений и боевой техники, используемых современными вооружёнными силами, – это удел сверхдержав, к числу которых Казахстан не относится. Да и сложно этого добиться 40 предприятиям с 9 тысячами сотрудников. Но за всем спектром никто и не гонится.

Казахстанские оборонщики считают, что приоритетом для ОПК страны должны стать средства радиотехнических войск ПВО, высокоточное оружие, автомобильная и бронетехника, средства связи и автоматизированные системы управления, аппаратно-программные средства кибербезопасности, индивидуальные средства защиты военнослужащих, беспилотные летательные аппараты, отдельные виды боеприпасов.

Самого большого (в том числе и по габаритным размерам) успеха в этом деле достигли казахстанские кораблестроители. Завод «Зенит» из Уральска в этом году спустил на воду и передал заказчику тридцатый для себя пограничный корабль «Нур-Султан» проекта «Барс», а также добился получения новых заказов от Пограничной службы КНБ РК. Государство профинансирует сразу три проекта строительства военных кораблей для Каспийского моря. В производство уже закладываются четыре корабля, строительство которых планируют завершить в 2021 году. Есть и новые проекты, включая корабли с посадочной площадкой для малого вертолёта.

Упомянутый выше завод «Металлист» занимается разработкой крупнокалиберной снайперской винтовки, решаются вопросы собственного производства лёгкого стрелкового оружия и модернизации состоящих на вооружении автоматов. А специальное конструкторско-технологическое бюро «Гранит» уже производит обзорный трёхкоординатный локатор «Нур» собственной разработки. Он автономно, без участия человека круглосуточно отслеживает воздушные цели на дальности до 450 километров и минимальной высоте до 400 метров, измеряя одновременно высоту, дальность и азимут воздушной цели.

К числу продукции, выпускаемой или предлагаемой к выпуску «оборонкой» РК, относятся боевые модули, оптико-электронные приборы, средства связи, модернизированные командно-штабные машины, амуниция для силовых структур, навигационное оборудование и водолазная техника. Модернизируется и старая техника, приобретая при этом совершенно новые свойства. Модернизированная зенитная установка ЗУ-23-2, получив пусковой модуль с двумя самонаводящимися зенитными ракетами «Игла» и тепловизионный прицел ночного видения, обрела возможность эффективно бороться с маловысотными воздушными целями, в том числе самолётами, вертолётами, крылатыми ракетами и «беспилотниками».

Боевой модуль SARP, в котором возможно использование 7,62-мм, 12,7-мм пулемётов или 40-мм автоматического гранатомёта, за счёт оптико-электронного блока с тепловизором, ПЗС-камерой, лазерным дальномером, гиростабилизатором и компьютерным блоком управления может вести не только огонь по неподвижным и подвижным целям, но и автоматически сопровождать её. Разработана модульная установка залпового огня с пуском ракет из сменных пусковых контейнеров, позволяющая, в зависимости от стоящей боевой задачи, заменить собой сразу три типа РСЗО – «Град», «Ураган» и «Смерч».

***

Казахстанский ОПК не останавливается на достигнутом и смотрит в перспективу. О его эффективности говорит такой факт: производительность труда по отрасли в 2017 году выросла на 60%, что выше среднереспубликанского уровня в области машиностроения в 2,4 раза. Постоянно ведётся модернизация производственных мощностей.

Например, в ближайшее время планируется обновить 40% производственных фондов АО «Петропавловский завод тяжёлого машиностроения» и АО «Завод им. С.М. Кирова». Эти меры позволят углубить локализацию производимых изделий и дадут возможность к 2021 году увеличить объем продукции ОПК Казахстана на 40%. Поэтому можно смело сказать: казахстанская «оборонка» за счёт верно выбранного пути развития успешно выдержала испытание тяжёлыми временами.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

25.11.2019 12:30

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Данияр Токтогулович  Усенов

Усенов Данияр Токтогулович

Экс-премьер-министр Кыргызстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$13,2 млрд

внешний долг Казахстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30