Строительство высокогорной железной дороги в обход Таджикистана потребует от Узбекистана немалых средств и привлечения новых технологий. Помочь Ташкенту со строительством может Пекин, полагает заведующий отделением востоковедения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Алексей Маслов
Узбекистан начал строительство железной дороги в обход Таджикистана. Линия Ангрен-Пап свяжет Ферганскую долину с остальной частью страны.
Дорога обойдется примерно в 2 миллиарда долларов, ее будут прокладывать через перевал Камчик, высота которого - более 2 тысяч метров над уровнем моря. Сейчас через перевал проходит единственная автомобильная трасса между Ташкентской областью и Ферганской долиной, сообщает Lenta.ru.
Зачем Узбекистану такая дорогая дорога в обход Таджикистана, "Голосу России" рассказал заведующий отделением востоковедения Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Алексей Маслов.
- Зачем Узбекистан строит железную дорогу в обход Таджикистана и тратит на нее такие огромные деньги?
- Я думаю, здесь несколько причин. Основная - это необходимость наладить связь с отдаленными районами страны. На мой взгляд, сейчас обостряются давние противоречия между Узбекистаном и Таджикистаном. И хотя эти противоречия не носят явно враждебного характера, практически на всех политических встречах в рамках сотрудничества в Шанхайской организации сотрудничества мы можем видеть, что две страны не переносят друг друга.
Узбекистан, строя железную дорогу, - а здесь действительно понадобятся абсолютно новые технологии, в том числе и те, которые отсутствуют в Узбекистане, - пытается доказать свое лидерство в Центральной Азии, показать, что технологически страна не только не зависит от Таджикистана, но и способна реализовать столь большие проекты.
Но есть и чисто технический вопрос. В принципе такую железнодорожную ветку надо было построить давно, потому что сообщение по старой железной дороге по линии Андижан-Ташкент через Таджикистан - неприемлемая вещь и с точки зрения затрат, и с точки зрения зависимости от Таджикистана.
- Как заявил глава железных дорог Таджикистана, в Узбекистане готовы работать себе в ущерб, лишь бы навредить Таджикистану. С чем связаны разногласия двух стран, что не поделили?
- Это очень давние противоречия, многие начались еще в XIV веке. При проведении границ между союзными республиками часть культурных ценностей одной страны оказалась на территории другого государства. Во времена Советского союза это было не столь важно, поскольку была единая страна, но с распадом СССР противоречия обострились и сейчас приобрели устойчивый характер, вне зависимости от успешности стран.
Узбекистан сейчас активно позиционирует себя как независимое государство на территории Центральной Азии, это одна из самых больших постсоветских республик, почти 28 миллионов человек. Таджикистан значительно меньше по населению.
Исторические противоречия, на мой взгляд, сегодня непреодолимы. И строительство железной дороги - всего лишь одно из проявлений таких исторических противоречий.
- Что касается железной дороги, нужна ли вообще эта ветка? Можно ведь обойтись и автодорогой, ведь расстояние не такое уж и большое, или нет?
- Какое-то время - да, возможно. Но Узбекистан смотрит вперед, и, поскольку грузооборот внутри страны постепенно возрастает, нужна железнодорожная ветка, чтобы перевозить грузы в больших количествах.
Эта дорога будет проходить на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря, кажется, что это огромная высота. На самом деле, высота Ферганской долины составляет 800-1000 метров над уровнем моря, и подъем поезда и грузов на такой уровень - не столь сложная задача.
Вопрос в другом: обладает ли Узбекистан необходимыми средствами, на что он рассчитывает? Несложно предположить, что есть организация, которая может активно снабжать Узбекистан деньгами, - это Шанхайская организация сотрудничества и Китай как основной спонсор таких проектов.
Недавно Узбекистан посетил министр иностранных дел Китая Ван И, а в сентябре этого года будет визит в Узбекистан Си Цзиньпина, лидера КНР, в ходе которого будет обсуждаться ряд крупных экономических проектов. Я полагаю, что Китай станет основным спонсором, причем не только финансовым, но и техническим, строительства этой железной дороги.
- Этот проект выгоден для Китая?
- Да. Китай всячески пытается установить свой контроль над Центральной Азией. Речь идет не только о природных ископаемых, о поставках из Центральной Азии нефти и газа, прежде всего это политический контроль. Китай последние 5-6 лет очень упорно и умело проводит такую политику, во многом блокируя усилия России каким-то образом закрепиться в этом регионе. Это одна из частей геополитики Китая.
- Узбекистан обладает технологиями высокогорного строительства или будет импортировать их?
- Как показывает практика, все технологии, которые есть в Узбекистане, применялись десятилетия назад. Я думаю, что для строительства этой дороги потребуются новые импортные технологии. Китай импортирует такие технологии в Таджикистан - там ведется строительство высокогорных дорог по китайским технологиям, усилиями китайских инженеров. Я думаю, что здесь мы увидим такой же вариант.
Правила комментирования
comments powered by Disqus