Казахстанское общество очень внимательно следит за тем, что происходит в коридорах власти, особенно в сфере борьбы с коррупцией. И это неудивительно, потому что практически каждый год в стране случается какой-нибудь громкий коррупционный скандал, где фигурируют огромные суммы.
В Индексе восприятия коррупции (CPI), составляемом ежегодно международной организацией Transparency International, Казахстан на протяжении многих лет находится в числе наиболее коррумпированных стран. По мнению исполнительного директора фонда Transparency Kazakhstan Ольги ШИЯН, заставить отвечать по закону крупных чиновников не так просто.
Ждали, ждали и дождались
В связи с такой ситуацией президент глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ и майском на совещании с руководителями государственных органов по вопросам противодействия коррупции, и в своем послании народу Казахстана акцентировал внимание на вопросах ответственности руководителей государственных органов. После этого несколько должностных лиц поочередно заявляли, что эта норма прописана в новом законопроекте и уже принята, но подобной нормы в законопроекте попросту не было.
Стоит вспомнить, что поправки по вопросам противодействия коррупции «замораживали» последние 10 лет, одним первых ее высказал сенатор Оралбай АБДЫКАРИМОВ, возглавлявший тогда республиканский общественный совет по борьбе с коррупцией при партии «Nur Otan». Затем активно продвигал этот вопрос, возглавлявший Агентство по делам госслужбы Алихан БАЙМЕНОВ. Попытку реанимировать данную норму делал Кайрат КОЖАМЖАРОВ, который не раз заявлял о готовности внести на рассмотрение парламента проект закона «О противодействии коррупции».
И когда общественность уже потеряла надежду, президент Касым-Жомарт Токаев подписал эту инициативу. Согласно новой редакции закона, первый руководитель обязан подать в отставку в течение 10 календарных дней после вступления в силу обвинительного приговора суда либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в отношении их непосредственных подчинённых. Если бы эту поправку приняли тогда, когда о ней первый раз заговорили, то ряды госаппарата поредели бы в разы. И первый на ум приходит Министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ, которому не везло с заместителями с коррупционными «проявлениями» весь 2018 год.
Что ожидать: улучшения качества госменеджмента или межклановые игры?
В развитых странах для борьбы с коррупцией давно существуют простые рецепты: всеобщее декларирование и ответственность первых руководителей за коррупционные правонарушения подчиненных. Всеобщее декларирование в Казахстане «заморожено» до 1 января 2021 года с последующим поэтапным переходом. А вот второй «рецепт» уже привлек интерес политологов страны. Аргументы относительно «логичности» персональной ответственности руководителей за коррупционные правонарушения подчиненных привел в своем Telegram канале заместитель генерального директора холдинга «Nur Media», политолог Уразгали СЕЛЬТЕЕВ.
«Первое, некоторой степени нейтрализуется проблема командных перемещений и аффилированных кадровых назначений, направленных на намеренное установление влияния в конкретной сфере с целью извлечения финансовой выгоды и получения других преференций.
Второе, как показывает практика, руководители госорганов часто перекладывают ответственность в финансовых вопросах на нижестоящий уровень, наделяя его соответствующим функционалом. К примеру, в некоторых акиматах для централизованного контроля создаются отдельные подразделения государственных закупок. В министерствах процессы распределения бюджета курируют ответственные секретари или вице-министры, которые, в свою очередь, координируют деятельность комитетов и департаментов. Понятно, что в такой ситуации на исполнителей может оказываться давление. Но именно они в итоге несут юридическую ответственность и попадают под прямой удар.
Третье, может повыситься уровень погруженности управленческих кадров во внутренние процессы. С их стороны усилится контроль над текущей деятельностью ведомства. Соответственно это отразится и на улучшение качества государственного менеджмента в целом».
По мнению У. Сельтеева, помимо положительных сторон новая поправка имеет определенные риски. Новую поправку можно умело использовать для компрометации и дискредитации тех или иных лиц, особенно в ходе межэлитных противостояний. Речь идет об устранении неугодных или конкурентов через просчитанные «подставы». Ведь когда попадаются одни коррупционеры, это по душе другим. Еще один момент, что эта норма делит всех сотрудников госорганов на «своих» и «чужих», что будет способствовать созданию интриг и нездоровой обстановки в коллективах министерств и акиматов за кого первый руководитель отвечать по закону не должен.
Казалось бы, дело осталось за малым, однако является ли новая поправка одним из «многоходовочек» в межклановых играх, которая нужна будет в будущем для устранения «неугодных» или действительно будет работающей нормой закона узнаем в ближайшем политическом сезоне 2020 года.
Правила комментирования
comments powered by Disqus