Зарубежным надзорным структурам, гарантирующим потребительскую безопасность поставляемой в ЕАЭС продукции, предписано с января 2020 г. участвовать в проведении оценки этой безопасности со стороны профильных органов Союза. А сама эта оценка будет осуществляться в рамках ЕАЭС по единой методологии взамен сугубо национальных проверочных мер, существовавших до настоящего времени. Таковы решения межправительственного совета стран Евразийского союза, принятые на заседании этого совета в конце октября с. г.
По многим экспертным оценкам, эти меры позволят снизить совокупную долю некачественных товаров и фальсификатов в общем товарном импорте стран ЕАЭС с нынешних 25-30 до 10, максимум 12-13%. А в основе этого «блока» товаров до 80% – продукция с высоким уровнем потребительской опасности.
«Решение, которое принял Межправсовет 25 октября в Москве по уполномоченным иностранными изготовителями лицам, выступающим заявителями на оценку соответствия ввозимой продукции требованиям технических регламентов Союза, имеет особое значение для создания эффективного механизма контроля за безопасностью импортных товаров на рынке Евразийского экономического союза», – заявил член коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко.
Он пояснил также, что практика «произвольного применения положений Договора о ЕАЭС на национальном уровне привела в том числе к беспрецедентно благоприятным условиям поставок на единый союзный рынок импортной продукции, безопасность которой должным образом не подтверждена». Что, в свою очередь, «негативно влияет на конкурентоспособность производителей стран ЕАЭС на внутреннем рынке Союза. С очевидными экономическими и социальными последствиями».
И вправду, страны Союза до настоящего времени практиковали сугубо национальные меры проверки потребительской безопасности импортных товаров. Что отнюдь не в последнюю очередь связано с выгодностью реэкспорта в Россию через эти страны не только подсанкционных, но и любых других товаров.
По имеющимся данным (2019 г.), в общем объеме реэкспорта в РФ через другие страны ЕАЭС доля небезопасной продукции превышает, как уже говорилось выше, не менее четверти. Причем до 40% – это сельхозсырье и готовое продовольствие, не меньше 35% – товары легпрома и химпрома. То есть это в основном продукция массового спроса. Вдобавок она ввозится, как правило, по заниженным (т. е. демпинговым) ценам, а это изначально снижает конкурентоспособность производства и сбыта в регионе ЕАЭС национальной, причем качественной, продукции.
При этом зарубежные поднадзорные/проверочные структуры, гарантирующие (своими сопровождающими сертификатами) безопасность поставляемых товаров, не участвуют в соответствующих проверках при пересечении этими товарами внешних границ ЕАЭС. Очевидно, что эти факторы способствовали постоянно крупным объемам завоза в Союз товаров с низкой потребительской безопасностью, а то и вовсе при ее отсутствии.
Доля КНР в "сером" экспорте/реэкспорте через Казахстан и Киргизию (в %% от общей стоимости экспорта-реэкспорта этих стран-членов ЕАЭС)
В контексте упомянутого выше решения В. Назаренко поясняет: заслон для такой продукции «обеспечивается посредством единообразного применения странами Союза категории «Уполномоченное изготовителем юридическое лицо». То есть уполномоченные иностранными изготовителями юрлица должны действовать от имени этого изготовителя при оценке соответствия или выпуске в обращение (имеется в виду реализация на внутреннем рынке ЕАЭС. – Ред.) продукции на территории Союза. А также отвечать при ее несоответствии союзным техрегламентам».
Впрочем, весомую лепту в эту ситуацию вносит отсутствие в ЕАЭС единого подхода к определению категории «страна происхождения товара» (СПТ). Что опять-таки связано с известными реэкспортными интересами многих бизнес-структур в ЕАЭС. Между тем четкое определение категории СПТ позволит выявить страны, откуда и/или через которые поставляется не только некачественная продукция, но и реэкспортная, сфальсифицированная. И параллельно выявить как таможенные схемы, так и географические маршруты таких поставок.
Эти и смежные факторы разъясняет В. Назаренко: «Противодействие серому рынку сертификатов значительно усложняется отсутствием в Союзе, во-первых, гармонизированных мер ответственности за безопасность продукции. А во-вторых – эффективного механизма отмены на национальном/межгосударственном уровнях необоснованно выданных документов о соответствии товара стандартам потребительской безопасности».
В этой связи профильный мониторинг последних четырех лет, по данным ЕЭК, установил факты, когда на рынке Союза отдельные уполномоченные иностранными изготовителями лица представляют интересы десятков инофирм. И при этом могут иметь сотни сертификатов, по которым массово ввозится продукция с неподтвержденной безопасностью. Да еще и с высокой долей сфальсифицированных изделий. Из включенных в реестр Союза «более полумиллиона серийных сертификатов (по товарной безопасности. – Ред.) их основная часть выдана в ЕАЭС иностранными уполномоченными».
Потому возникает «острая необходимость единого подхода к правоприменению понятия «уполномоченное иностранным изготовителем лицо». Это один из значимых вопросов в мерах по наведению порядка в сфере соответствия продукции требованиям технических регламентов».
В этой связи ЕЭК – в рамках того же решения Межправсовета – поручила профильным органам стран Союза провести ревизию всех выданных документов о соответствии ввозимой в ЕАЭС продукции требованиям его техрегламентов. Заметим, что общее число таких разрешений только за последние три года превышает 10 тыс., потому маловероятно, что означенная полномасштабная ревизия будет проведена в короткие сроки.
Кроме того, вышеупомянутым решением Межправсовета ЕАЭС поручено подготовить корректировки в Договор о Союзе и в правовые акты ЕАЭС, которые позволят уже на стадии ввоза товаров на территорию Союза ограничить поставки продукции с ее неподтвержденной безопасностью. Хотя сроки этих корректировок пока не установлены.
Правда, в контексте всех этих мер имеется и, скажем так, международная загвоздка: ЕАЭС, в соответствии с решениями ООН и ВТО, еще в середине 2010-х устранил ограничения (или упразднил большинство таковых) на импорт из развивающихся и наименее развитых стран. А всего таковых в ооновском реестре – 103. И минимум половина из них вовлечены в реэкспорт разнообразной продукции в ЕАЭС.
Прежде всего, ввиду их соглашений об ассоциации с Евросоюзом, о зонах свободной торговли с государствами внутри и вне реестра ООН. Так что востребованы – для обеспечения двустороннего контроля за безопасностью поступающих оттуда товаров – корректировки в торговом режиме ЕАЭС и с этими странами.
Последнее вполне возможно в связи с соглашениями или ведущимися переговорами Союза по зонам свободной торговли с рядом стран из того же реестра (Вьетнамом, Ираном, Египтом, Индией, Сирией, Сингапуром, Чили, Монголией).
Правила комментирования
comments powered by Disqus