Одной из самых обсуждаемых тем последних двух месяцев в Узбекистане стало повышение цен на муку и хлебобулочные изделия. И это вполне естественно, так как хлеб – неотъемлемая и самая важная часть рациона любой семьи.
Перемены, причём решительные, в хлебную отрасль внесло постановление Кабинета Министров "О мерах по полному внедрению рыночных механизмов в систему поставок зерна, муки и хлеба".
Этим документом правительство страны прекратило административное регулирование цен на муку, которое осуществлялось с 1994 года. Месяцем ранее, с 15 сентября, Кабмин также отменил регулирование цен на формовой хлеб.
Вынужденная мера
Комментируя указанное постановление, Генеральная прокуратура, а также различные причастные ведомства, отмечали, что субсидирование цен, рассчитанное на решение социальных проблем, напротив усугубило их. В первую очередь это касается фермерских хозяйств, которые лишались возможности работать с необходимой рентабельностью.
Об этом было сказано и в обращении Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных участков к правительству Узбекистана от 2 октября нынешнего года. В обращении была отмечена насущная необходимость перевода отрасли в рыночное русло, без которой для земледельцев в принципе теряется смысл их деятельности.
Существовавшая ситуация привела к падению рентабельности и в мукомольной отрасли. До 15 октября цена 1 кг производимой в стране муки первого сорта была установлена в размере 1400 сумов, что ниже средней закупочной стоимости зерна. Эта ситуация привела к потере рентабельности мукомольных предприятий страны с одновременным ростом их дебиторской и кредиторской задолженностей. Только за девять месяцев текущего года они задолжали фермерам около 500 миллиардов сумов.
Таким образом, принятие постановления Кабинета Министров номер 866 было продиктовано жёсткой экономической необходимостью и потребовало высокого чувства ответственности от руководства Узбекистана.
Новая схема
С 15 октября все потребители пшеницы стали приобретать её только через биржу, причём без каких-либо ограничений, в том числе ограничений и в составе участников торгов: раньше в них принимали участие только организации, входившие в специальный перечень.
Вместе с тем, из этого процесса пока исключено местное зерно урожая 2019 года: цена на муку, произведённую из неё, будет определённое время продолжать контролироваться во избежание резкого роста стоимости хлеба. Производство и реализация формового хлеба из муки, произведенной с использованием только зерна отечественного производства, освобождаются от налога на добавленную стоимость до 1 июля 2020 года. Это предусмотрено постановлением Кабинета министров Узбекистана от 30 сентября.
Кроме того, для предотвращения резкого роста цен пшеница из урожая 2019 года будет продаваться по оптовой цене 1,3 миллиона сумов за тонну для производства муки.
Отрицательная разница между средней закупочной и оптовой ценой на пшеницу в 120 тысяч сумов за тонну будет покрыта Министерством финансов.
Что касается первоначальной цены пшеницы, выставляемой на бирже, то она формируется продавцом на основе фактической закупочной цены и затрат на производство, транспортировку, хранение, а также других расходов.
Следует признать, что постановлением от 14 октября зерноводческая, мукомольная и хлебопекарная отрасли Узбекистана в определённом смысле были подвергнуты шоковой терапии. Вместе с ними ей подверглось и всё население Узбекистана, поскольку речь шла о самом главном продукте питания.
Однако после этого были приняты описанные выше меры, которые несколько сгладили остроту положения. Благодаря этому хлебная отрасль в настоящий момент приведена в состояние некоторого равновесия, устойчивость которого пока трудно предсказать.
При этом следует подчеркнуть, что ситуация в этой сфере экономики непосредственно касается жизнедеятельности почти 40 тысяч фермерских хозяйств, в которых заняты свыше 200 тысяч работников и примерно 1,2 миллиона членов их семей. Речь также идёт о благополучии многих тысяч работников мукомольных и хлебопекарных заводов. И, наконец, всё это смыкается с существеннейшим вопросом о цене хлеба на прилавках наших магазинов.
Что дальше?
При поиске ответа на вопрос о том, как сложится обстановка дальше, необходимо иметь в виду риски, которые ожидают нас после 1 июля будущего года. Именно в этот день, как сказано выше, истечёт срок освобождения от НДС производителей формового хлеба, которые выпускают свою продукцию из отечественной муки.
Тогда же закончится период исчисления облагаемого оборота по НДС на муку зерноперерабатывающих предприятий, исходя из объёма выручки за вычетом стоимости зерна. Далее эти предприятия должны будут уплачивать НДС согласно Налоговому кодексу.
Эти два фактора, а также ряд других причин, сулят всем нам немалые сложности.
Выход из этой ситуации, позволяющий хотя и не снизить цены, но стабилизировать их, пусть даже и при некотором их дальнейшем росте, специалисты и руководители отрасли видят в создании кластеров, которые должны будут объединить в единый комплекс производителей пшеницы, муки и хлеба. Подобный проверенный опыт имеется в Америке, Европе и в других частях света, где действуют холдинги соответствующего профиля.
С учётом этого, а также собственного наработанного в Узбекистане опыта, Кабинет Министров принял 24 сентября текущего года постановление "О дополнительных мерах по обеспечению высокой урожайности при выращивании зерноколосовых культур путем поэтапного внедрения кластерной системы".
Документом определено, что, начиная с урожая 2020 года, будут поэтапно создаваться зерновые кластеры для выращивания колосовых культур и их закупки по договорам между фермерскими хозяйствами и организациями по переработке зерноколосовой продукции.
Мнение практиков
Идею создания кластеров поддержали практически все представители хлебной отрасли, в том числе производители хлеба. Один из них – Зухриддин Хайруддинов, управляющий директор предприятия ООО "Бешкапа савдо", расположенного в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента. Предприятие выпускает в сутки до восьми с половиной тонн хлебобулочных изделий, 98 процентов из которых – формовой хлеб. Продукция поступает в торговые точки вокруг Ташкентского тракторного завода, в близлежащие школы, детские сады, учреждения здравоохранения.
Будучи практиком с двадцатилетним стажем, Хайруддинов рассказал, что "кластеры позволят выстроить на одной линейке и фермеров, и мукомолов, и производителей хлеба. Пойдёт слаженная работа, исчезнут ненужные промежуточные звенья, снизятся издержки, активнее будут внедряться новые технологии".
Но при этом хотелось бы, продолжает он, чтобы как можно меньше было допущено ошибок. Надо всё тщательно продумать, привлечь специалистов всех причастных министерств, ведомств и с их участием разработать стратегию действий.
Как считает Хайруддинов, в этом деле необходимо также намного более широкое и активное участие представителей науки. Все ждут от них новых сортов пшеницы, которая поможет выпускать хлеб высокого качества и снять нарекания от потребителей.
Это мнение разделяет и Махмуд Касымов – председатель ассоциации "Тошкент нон", которая объединяет Зайнуддина Хайруддинова и его коллег в столице. Сейчас в Ташкенте действуют около 60 хлебопекарных предприятий, которые ежесуточно производят более 500 тонн хлебобулочных изделий. 98 процентов этого объёма составляет формовой хлеб.
"Прежде всего, хочу отметить то значение, которое имеет для нас постановление от 14 октября, определившее меры по полному внедрению рыночных механизмов в систему поставок зерна, муки и хлеба путём организации биржевых торгов. Этот документ стал реальной и действенной поддержкой для всех предприятий хлебопекарной отрасли. Ведь их рентабельность в течение длительного времени неуклонно снижалась из-за искусственно назначаемых "сверху" цен, что привело к ряду отрицательных последствий", – рассказал он.
Махмуд Касымов назвал главные из этих последствий. В их числе падение оплаты труда работников из-за отсутствия у предприятий доходов в нужном объёме. По этой причине из отрасли ушло немало квалифицированных рабочих и специалистов.
Кроме того, предприятиям не стало хватать средств не только для модернизации производства, внедрения новых технологий, но порой и для поддержания в надлежащем состоянии действующего оборудования.
Как отметил Касымов, хотя закупка муки на бирже и стала прогрессивной мерой, но вместе с тем она привела к необходимости затрачивать средства и на оплату биржевых услуг, а также на выплату вознаграждения брокерам. При том, что эти расходы оправданы и закономерны, они всё же являются дополнительной финансовой нагрузкой для предприятий.
"Идея кластеров, по нашему мнению, безусловно продуктивна. Кластеры объединят в единое целое всех участников хлебной цепочки, что позволит им благодаря согласованным действиям и взаимному учёту интересов, во-первых, целенаправленно повышать эффективность своих производств, внедрять передовые технологии, во-вторых, снижать расход финансовых и других ресурсов", – подчеркнул он.
Точка зрения государства
Одним из главных действующих лиц в процессе создания зерновых кластеров является Министерство сельского хозяйства, и, в частности, входящее в его структуру управление развития аграрного предпринимательства, агрокластеров, хозяйственных объединений и государственно-частного партнёрства.
Мы обратились к главному специалисту этого управления Фарруху Абдуфарманову с вопросом о том, почему в постановлении Кабинета Министров от 24 сентября сделан упор на вовлечение в создание зерновых кластеров животноводческих, птицеводческих, рыбоводческих хозяйств и других организаций, потребляющих или перерабатывающих зерновую колосовую продукцию.
"Дело в том, что согласно постановлению, создание кластеров будет осуществляться поэтапно, начиная с 2020 года, когда под них будет отведено 20 процентов земель, засеваемых зерновыми колосовыми. Организация этих новых структур потребует серьёзных финансовых вложений, затрат других ресурсов. Это под силу только тем хозяйствующим субъектам, которые располагают такими ресурсами. Вы, наверное, обратили внимание, что в постановлении создание кластеров поручается стабильно работающим животноводческим, птицеводческим, рыбоводческим хозяйствам и другим организациям. Именно стабильно работающим. И, как подчёркнуто в правительственном документе, располагающим высоким потенциалом, в частности, имеющим необходимую инфраструктуру, имущество, квалифицированные кадры", – подчеркнул он.
Далее Абдуфарманов подчеркнул, что этот путь уже доказывает свою эффективность, поскольку к сегодняшнему дню с мест уже поступило 145 предложений о создании кластеров, 137 из них начали реализовываться, то есть по ним заключены соответствующие договора с фермерами.
Отметим, что названные цифры вполне отвечают поставленной правительством задаче, поскольку каждое вышеназванное предложение в случае его реализации – это целый зерновой кластер.
Взгляд со стороны
Добавим от себя, что согласно постановлению правительства зерновые кластеры станут действовать на определённых условиях. В числе этих условий – применение современных инновационных технологий. Они будут применяться для выращивания зерновых колосовых или их закупки, сортировки, хранения, переработки (на основе договоров), а затем для производства из них готовой продукции, поставки её на внутренний и внешний рынки.
Необходимо также отметить, что зерновым кластерам намечено выделять восстанавливаемые и вводимые в пользование участки из земель сельскохозяйственного назначения или из земель запаса на срок до 50 лет, но не менее 30 лет.
При этом следует подчеркнуть, что по отношению к нерадивым пользователям земель предусмотрены строгие меры. Так, за неиспользование в течение года выделенных зерновым кластерам земельных участков или применение агротехнических методов, ведущих к снижению плодородия, химическому и радиоактивному загрязнению почвы, а также за неисполнение принятых обязательств, предусмотрено аннулирование права на земельный участок.
Вместе с тем, для тех, кто будет хозяйствовать рачительно и умело, предусмотрены льготы. Они подробно описаны в постановлении правительства.
Отдельно о науке
Нужно, как было сказано выше, чтобы в работе кластеров непременно присутствовала научная составляющая. В частности, крайне необходимо участие учёных-селекционеров с тем, чтобы мука из отечественных сортов пшеницы в будущем не уступала по свойствам завозной.
Стремясь к зерновой независимости, мы в течение многих лет не принимали во внимание отсутствие у нашей пшеницы ряда качеств, из-за которых потребители отдают безусловное предпочтение муке из пшеницы, производимой нашими соседями на севере Казахстана и юге России.
Достаточно сказать, что в пекарнях нашей страны лепёшки выпекаются почти исключительно из завозной муки, так как мука из местной пшеницы для этого не пригодна. Отечественная же мука практически вся идёт только на изготовление формового хлеба, качество которого часто вызывает нарекания. И основной причиной тому не недобросовестность предприятий, а отсутствие у нашей муки необходимых технологических свойств.
Как указывают специалисты, большую роль в этом играет разница в климатических условиях севера Казахстана, а также юга России, где климат влажный в отличие от нашего сухого. По мнению зерноводов, в большой мере именно эта сухая воздушная среда наших краёв обуславливает свойства узбекской пшеницы. И задача наших учёных преодолеть этот барьер, создать сорта пшеницы, которые и в местных условиях позволят иметь на наших столах хлеб из отечественной муки, не уступающей по качеству привозному.
Подводя итог, следует сказать, что введение свободных цен на зерно, муку и хлеб в целом положительно скажется на экономике сферы и обеспечении населения качественной хлебной продукцией.
Свободные цены сделают сельскохозяйственную отрасль страны более привлекательной для местных и иностранных инвесторов, а это даст возможность привлечь в процесс выращивания пшеницы и других видов колосовых культур современные инновационные технологии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus