Отмерив пять лет своего существования в 2019 г., Евразийский экономический союз должен определиться с обновленной стратегией развития до 2025 г. Глобальные цели известны давно: это формирование единых энергетических и финансовых рынков, укрепление промкооперации, дальнейшая цифровизация экономик стран-участниц. Однако не менее важным эксперты считают гуманитарный аспект интеграции. Об идеологической составляющей евразийских интеграционных процессов и о том, как улучшить работу в этом направлении в интервью порталу «Евразия.Эксперт» рассказала руководитель Центра исследования процессов евразийской интеграции Института социально-политических исследований РАН, доктор социологических наук Галина Осадчая.
– Галина Ивановна, что представляет собой идеология ЕАЭС в настоящее время?
– Что такое идеология? Это совокупность идей, которыми руководствуется Евразийский экономический союз. Если говорить коротко, то в основе евразийской интеграции лежит неоевразийская концепция. Это и идеология, и то, чем руководствуются страны, которые сегодня объединились. Если говорить о составляющих, то это признание единого пространства, добровольности, конкурентоспособности, толерантности, уважение к соседям.
Все это составляет основу евразийской интеграции, но для того, чтобы эти идеи были реализованы, нужно, чтобы наряду с единым экономическим пространством также формировалось единое социально-гуманитарное пространство.
Нам очень важно, чтобы была единая социальная память, чтобы она была реконструирована. Нам нужны программы. Здесь существует много проблем, которые должны быть решены для реализации евразийской интеграции и идеологии, о которой я говорила.
– Говоря о важности создания единого гуманитарного пространства, какие инициативы и проекты вы считаете значимыми?
– Для того, чтобы это единое гуманитарное пространство возникло, прежде всего нужно, чтобы был особый субъект, который организует это. Мы думали, что это должно быть на уровне Евразийской экономической комиссии. Должен быть или отдел, или департамент, который будет формировать это пространство, потому что если это опять разбредется по всем странам, то не будет организующего стержня. С моей точки зрения, им должна быть ЕЭК.
– Какие ожидания связывает с евразийской интеграцией российское общество?
– Российское общество так мало знает о евразийской интеграции – мы изучали этот вопрос, это просто недопустимо.
СМИ не работают, мы не работаем, в ВУЗах на эту задачу не работают, поэтому российское общество практически ничего не ожидает.
– На ваш взгляд, каким образом можно повысить осведомленность?
– Работать. Нужно, чтобы везде об этом говорили. И должна быть единая медийная поддержка, должно быть единое образовательное пространство, какие-то большие культурные программы, спортивные. Все это нужно, чтобы люди знали, что единая евразийская интеграция, Евразийский союз есть, что он развивается, что есть успехи. Вот что нужно делать.
Правила комментирования
comments powered by Disqus