Центральная Азия и Казахстан могут стать ареной противостояния двух держав.
Противостояние России и НАТО будет только усиливаться, считает эксперт Мурат Лаумулин. Цель Вашингтона — построить «санитарный кордон» от Черного моря до Прибалтики, а Москвы — не допустить этого хотя бы на постсоветском пространстве. Что в этих условиях нужно делать Казахстану?
Окончание. Читайте также первую часть.
Перспективы и сценарии развития НАТО
Лаумулин выделяет пять движущих сил, которые с высокой долей вероятности будут определять развитие Альянса в обозримой перспективе:
- степень вовлеченности США в вопросы евроатлантической безопасности;
- уровень развития собственного военного потенциала Европы (независимого от США);
- либеральные ценности как нормативная опора трансатлантического единства;
- потенциал сохранения контроля либеральных сил над политическими институтами в государствах-членах Альянса под давлением популистской альтернативы;
- соотношение в восприятии государств-членов НАТО вызовов межгосударственного соперничества и переливания внутренней дестабилизации из хрупких и несостоявшихся государств.
Даже если окажется выполнена только часть из этих условий, НАТО может остаться вполне функционирующей организацией.
Хотя может исчезнуть военно-стратегическая составляющая Альянса. Потенциал европейских армий будет наращиваться, что может в итоге закончиться созданием европейского же военного союза. Такие планы вынашивались давно, но эксперты называли их утопическими.
— Он способен сформироваться как на базе существующей штабной инфраструктуры НАТО, так и в рамках ЕС, — уточняет аналитик.
Также Лаумулин обозначил три возможных сценария будущих амбиций НАТО:
- альянс, проецирующий силу в глобальном масштабе;
- объединение с фокусом на Ближнем Востоке и Северной Африке;
- европейская политическая организация, неспособная к проекции силы.
Мускулы продолжают наращивать
После 2014 года НАТО снова сосредоточился на активном сдерживании России. Возвращается традиционное понимание угроз как продукта межгосударственного противостояния. В военном планировании США этот поворот наметился ещё раньше. В результате украинского кризиса и НАТО, и Россия начали наращивать военное присутствие близ общих границ.
— В планах Запада, направленных на «сдерживание», то есть ослабление России, важное место отводится постсоветским государствам, таким как Украина, Молдова, Грузия
Эти страны еще не стали полноправными членами НАТО, но их территории и инфраструктура уже подготавливаются для использования в интересах Альянса. Фактически осуществляется неформальное «ползучее» расширение Североатлантического блока, его приближение вплотную к российским границам, — считает Лаумулин.
Причем членство в Альянсе сейчас этим странам не дадут. Зато уже готовят инфраструктуру для максимально быстрого развертывания контингентов НАТО
Далее эксперт подчеркнул, что залогом сохранения НАТО традиционно выступает американское лидерство. Когда США теряли интерес по каким-то причинам, значение Альянса снижалось.
— Таким образом, максимальная консолидация объединения и повышение его способности к осуществлению коллективных действий требует активной вовлечённости США в европейскую проблематику, — пишет эксперт.
Важную роль продолжает играть взаимозависимость Турции и коллективного Запада. При этом в последнее время во внешней политике Анкары растет роль евразийского фактора. Но предугадать направление внешнеполитического курса Турции сейчас сложно.
Цель — окружить Россию
— Как считают российские (и не только) эксперты, американцы проводят политику окружения России. То есть создают по периметру сеть клиентских государств, подчиненных Западу. Теперь речь идет только о том, чтобы усилить в этих клиентских государствах военное присутствие, — отметил автор.
Основная роль отводится Украине. Стратегическое значение Грузии повышается в связи с активизацией НАТО в Черноморском регионе. В Молдове будут предприниматься попытки вывести российских миротворцев с территории ПМР. Хотя у этой задачи скорее второстепенное значение.
— США продолжат выстраивание «санитарного кордона» против России от Черного моря до Прибалтики. В этой связи в планах Запада резко возрастает роль белорусского фактора, — добавил Лаумулин.
Вместе с тем он утверждает, что Россия больше не позволит расширение НАТО на постсоветском пространстве и будет препятствовать этому любыми доступными средствами. И мы должны отдавать себе в этом отчет.
— В первую очередь данная стратегия касается членов ОДКБ. Казахстан в этом ряду занимает первостепенное место с учетом географической близости к РФ, геополитической и военно-стратегической значимости республики, — считает эксперт.
Также следует учитывать, что для США в ближайшем будущем самой серьезной угрозой также будет оставаться Россия, а не Китай
Российское руководство готово к высоким военно-политическим рискам и склонно к авантюризму. Китайское же отличается осторожностью и желанием минимизировать возможные риски.
— В этой связи характерна тактика Брюсселя и Вашингтона в отношении евразийских структур безопасности. Фактически
НАТО во главе с США игнорируют такие международно признанные организации, как ОДКБ и ШОС
Вместо этого на их месте начиная с 1990-х годов, постоянно делаются попытки создать конкурирующие структуры под эгидой Запада (как например, ГУАМ), — резюмировал Лаумулин.
Правила комментирования
comments powered by Disqus