26 июля полномочный представитель правительства Киргизии в Баткенской области Жениш Разаков сообщил, что для укрепления государственной границы и строительства инфраструктуры в 51 селе Баткенской области, получивших статус приграничных, необходимо 3,142 млрд. сомов (около 64 млн. долларов).
Программа развития приграничной территории, разработанная областной администрацией, по словам чиновника, направлена на рассмотрение в правительство. Она также предусматривает включение в список «приграничных» еще 39 сел. Очевидно, что правительство данную программу, в том виде, в котором о ней сообщил Ж. Разаков, вряд ли утвердит, учитывая перманентный дефицит бюджета в Киргизии и ее обращения за помощью к группе внешних доноров. Между тем, озвученные цифры косвенно свидетельствуют как о состоянии приграничной инфраструктуры Баткенской области, так и об адекватности оценок и предложений областной администрации.
Ж. Разаков также сообщил, что из запланированных 140 км колючей проволоки, которую решено провести по периметру узбекского анклава Сох, первые 3 км уже установлены. Ранее премьер-министр Киргизии Жанторо Сатыбалдиев поручил до 2015 года за счет бюджета республики полностью обнести анклав Сох заградительными сооружениями.
Ситуация вокруг узбекской границы на юге Киргизии обострена и неоднозначна. Напомним, что во вторник, 23 июля, в Аксыйском районе Джалал-Абадской области произошло вооруженное столкновение. В результате перестрелки двое узбекских пограничников были убиты, и как обычно бывает при подобных инцидентах, в произошедшем стороны обвинили друг друга.
В отличие от предыдущих инцидентов на этой границе, перестрелка 23 июля имела необычайное дезинформационное сопровождение. Национальные киргизские и узбекские СМИ издавали противоречащие по содержанию новости и не брезговали откровенными провокациями.
Так, уже вечером 23 июля узбекское новостное агентство «Подробно» сообщило, что инцидент произошел на территории Узбекистана, а начальник Регионального пограничного управления по Ошской и Джалал-Абадской областям Киргизии – Абдикарим Алимбаев (вместе с военным прокурором гарнизона и начальником погранотряда) были вынуждены признать, что киргизские военнослужащие нарушили государственную границу Узбекистана и первыми начали стрельбу. Киргизские же СМИ, освещая результаты встречи А. Алимбаева с начальником регионального управления узбекского комитета по охране госграницы Ойбеком Косимовым, с точностью до наоборот, сообщили, что А. Алимбаев заявил о нарушении государственной границы узбекским пограничным отрядом, и что пограничники Узбекистана первыми применили оружие.
На следующий день, 24 июля, состоялась встреча председателя Государственной пограничной службы (ГПС) Киргизии Курманакуна Матенова с командующим Пограничными войсками Узбекистана Рустамом Эминжановым, по итогам которой стороны приняли решение провести расследования инцидента с последующим обменом результатами разбирательства.
С именем К. Матенова связана и другая ситуация, которую затем пришлось объяснять и сглаживать киргизским силовикам. 26 июля местные СМИ, сославшись на заместителя председателя ГПС Акылбека Арстанбекова, сообщили, что на встрече с активом Баткенского района К. Матенов предложил передвинуть границу протяженностью 200 метров возле села Чарбак вглубь Киргизии на 1,5 метра и передать Узбекистану 1 тыс. кв. км. А. Арстанбеков, присутствовавший на этой встрече, вступил в перепалку со своим начальником и пообещал добиться аудиенции у президента Алмазбека Атамбаева, чтобы обсудить произошедшее.
Отдел по связям с общественностью ГПС в тот же день заявил, что вопрос определения линии госграницы не входит в компетенцию ведомства, и сказанному К. Матеновым а Баткене дана неверная интерпретация, поскольку он всего лишь обсуждал вопрос инженерного оборудования местности в районе села Чарбак.
Правительство также провело разбирательство по этому поводу, о чем сообщил силовой вице-премьер Киргизии Токон Мамытов. Он подчеркнул, что СМИ исказили информацию, и речь шла о «переносе инженерно-технических сооружений – столбов и колючей проволоки – вглубь территории». Т. Мамытов добавил, что расположение инженерно-технических сооружений зависит от рельефа местности и может составлять «от 5 метров до 1 км от линии границы вглубь государства».
Нетрудно представить, сколько потенциально конфликтных ситуаций будет создано в процессе обнесения подобными «инженерно-техническими сооружениями» оставшихся 137 км границы узбекского анклава Сох. Тем более, что из-за недовольства возведением столбов линии электропередачи стычки между жителями Соха, села Чарбак и киргизскими пограничниками уже происходили.
Правила комментирования
comments powered by Disqus