Тема противостояния между Китаем и США с каждым днем набирает новые обороты. Правительственный аппарат, что с той, что с другой стороны выискивает пути и точки давления на своего оппонента, пытаясь перетащить на свою сторону как можно больше сторонников.
На этот раз Белый Дом попытался приложить усилия и внести раздор в отношениях КНР со странами Центральной Азии. В качестве причины, по которой государства центральноазиатского региона должны выступить общим фронтом против сближения с Поднебесной, планировалось использовать политику Китая в отношении уйгурских мусульман.
Дискуссии на тему ущемления прав населения Сынзяно-Уйгурского Автономного Района, а также анти-террористической и де-радикализационной кампаний Китая в данном районе, довольно частое явление для американского истеблишмента. Более того, США хотят добиться того, чтобы мировое сообщество, в особенности, граничащие с Китаем страны, выступили с жёсткой критикой в адрес китайского руководства.
«Политика Соединенных Штатов в Центральной Азии должна быть направлена на спасение Уйгуркого народа» — вот он лейтмотив центральноазиатского политического курса США. В начале сентября 2019 года Сенат принял законопроект, призывающий Белый Дом противостоять репрессиям Китая в отношении уйгурских мусульман. Помимо этого сенаторы призвали расширить границы рассмотрения уйгурского вопроса, и не ограничиваться исключительно границами Китая.
Кроме того, генеральный секретарь Майк Помпео затронет вопрос ущемления прав населения СУАР в ходе предстоящих двусторонних переговоров в Казахстане и Узбекистане, а также во время министерской встречи в формате «С5+1» в Ташкенте. Несмотря на то, что поездка Помпео была перенесена с января на февраль, правительство КНР сразу же продемонстрировало свое недовольство намерениями США в очередной раз рассорить Поднебесную со своими ближайшими соседями.
Официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан заявил во время бриффинга, что «любые попытки вбить клин между Китаем и странами Центральной Азии являются тщетными и обречены на провал».
«Во время последней министерской встречи в формате С5+1, которая состоялась в сентябре 2019 года, США пытались полить грязью Китай и посеять раздор между Китаем и странами Центральной Азии, но у них ничего не вышло. Если американская сторона захочет повторить свои старые уловки, то она в очередной раз не добьётся никаких результатов», — сказал Гэн Шуан.
При этом у руководства КНР нет и тени сомнения в том, что правительства центральноазиатских стран пойдут на поводу у их заокеанского оппонента, а попытки США не найдут своего отражения во взаимоотношениях Китая и ЦА. Чем продиктована такая уверенность китайских властей в своих партнерах? В первую очередь стоит обратить внимание на огромные долговые обязательства стран Центральной Азии перед КНР на реализацию крупных инфраструктурных проектов.
И только потом стоит учитывать такие факторы как смежность государственных границ и общность региональных вызовов, с которыми приходится сталкиваться странам: борьба с терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Китай уже долгое время является крупнейшим инвестиционным партнером ЦА, и потерять такого выгодного кредитора не хочет руководство ни одной из молодых республик.
Наглядный пример. По многочисленным заявлениям китайских властей, их действия в Синьцзяне никак не связаны с религиозными, этническими вопросами, а направлены исключительно на борьбу с терроризмом и проявлениями сепаратизма в СУАР. При этом США отстаивают жесткую позицию нарушения прав человека и репрессий в отношений уйгуров и мусульман Синьцзяна.
Тем не менее в июле 2019 года порядка 50 стран подписались под общим обращением в Совет по правам человека при ООН и в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в поддержку внутриполитическому курсу Китая в Синьцзяне. Стоит отметить, что в списке стран значились Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
Правила комментирования
comments powered by Disqus