Таджикистан является страной с довольно низкими доходами и слабым привлечением потоков иностранных инвестиций (ПИИ). Население Таджикистана в основном занято сельским хозяйством, и характеризуется наиболее низким уровнем урбанизации (27 процентов) в Центральной Азии. Сельское хозяйство остается важным компонентом экономики, составляющим 21 процент ВВП, но изменение климата создает серьезные угрозы для этого сектора. С 1950 года страна утратила 20 процентов своего ледникового покрова, и до конца века определенные части страны (юг, западный Памир и горы центрального Таджикистана) могут столкнуться с потеплением до 5°C.
При том что нормативная основа инвестиций в Таджикистане сравнительно хорошо развита, её неэффективное выполнение привело к тому, что условия для работы инвесторов непредсказуемы и непрозрачны. Страна занимает 126-е место в индексе «Легкость ведения бизнеса» (уступая своим соседним странам, таким как Киргизия (70-е) и Казахстан (28-е) Всемирного банка и испытывает нехватку потенциала на всех уровнях государственного управления. Стратегия привлечения Таджикистаном потоков ПИИ, в основном в металлодобывающую промышленность, отрасль производства минерального масла, газовую промышленность и возобновляемые источники энергии, ведет к высокому риску стресса, связанного с долгом.
Разделим на всех?
Основными кредиторами Таджикистана являются Эксимбанк Китая (54,1% от общего объема и около 80% процентов двустороннего долгового портфеля страны), Азиатский фонд развития (11,8%) и Исламский банк развития (5,8%). Доля многостороннего и двустороннего льготного долга составляет более 80% от суммы долга, 17 процентов – это беспроцентные заимствования на международных рынках капитала, а 2,1 процента – это долговые обязательства. Более 40 процентов общих выплат по долгам в Таджикистане должны быть погашены в течение следующих пяти лет. Непогашенный внутренний долг в основном проистекает из финансовой помощи банковскому сектору.
По данным министерства финансов республики, общая сумма внешнего долга Таджикистана на начало второго полугодия текущего года составила около $2,9млрд.
Между тем, если разделить объем внешнего долга Таджикистана среди жителей страны, то на каждого гражданина приходится $307.
На деле же видно, что неуплаченные задолженности по кредитам привели к урегулированию долга, которые включали лицензии на добычу полезных ископаемых (Emerging Markets Forum, 2019) и даже передачу спорной территории под юрисдикцию Китая (Hurley, Morris and Portelance, 2018). Уровни долга Таджикистана считаются неустойчивыми, и МВФ и Всемирный банк оценивают Таджикистан как страну с «высоким риском» критической ситуации, связанной с задолженностью» (Hurley, Morris and Portelance, 2018).
Устаревшая инфраструктура, такая как оросительные каналы, автомобильные дороги, плотины, мосты и речные дамбы, усиливает подверженность населения рискам, связанным с экстремальными погодными явлениями и землетрясениями. Восемьдесят три процента автодорог составляют грунтовые дороги, которые требуют модернизации, с тем чтобы предвосхитить увеличение грузовых и пассажирских перевозок, связанных с коридорами ЦАРЭС и ОПОП.
Планируемые железнодорожные проекты направлены на повышение связности страны с соседними рынками благодаря строительству магистральных железнодорожных линий (например, железной дороги Россия – Казахстан – Киргизия– Таджикистан и железной дороги Китай – Киргизия– Таджикистан – Афганистан – Иран). Общее качество энергетической инфраструктуры Таджикистана является низким. Хотя страна достигла всеобщего доступа к электроснабжению, существующие системы функционируют неэффективно, и повышение энергетической безопасности благодаря развитию возобновляемых источников энергии (гидроэнергетики, которая составляет 94 процента планируемых проектов в энергетике, и угольных электростанций, доля которых равна 6 процентам) является одним из главных приоритетов правительства в отношении дальнейшего развития.
При том что у Таджикистана имеются стратегии развития до 2030 года, такие как Национальная стратегия развития на период до 2030 года и Концепция перехода к устойчивому развитию, в настоящее время в стране отсутствует стратегия на период до середины века, с которой можно сопоставлять более краткосрочные документы. Страна не учитывает должным образом экологические проблемы в разрабатываемой политике и недостаточно избирательно подходит к иностранным инвестициям.
Национальная стратегия развития на 2016-2030 годы направлена на привлечение к 2030 году ПИИ в размере до 55 млрд долл. США. Эти инвестиции призваны увеличить отношение валового накопления основного капитала частным сектором к ВВП, которое с 2000 года составляет в среднем лишь 4,4 процента, что значительно ниже среднего уровня инвестиций 21 процент в странах СНГ.
На региональном уровне Таджикистан участвует в проектах нефте-и газопроводов, а также электропередачи. Например, линия D газопровода Центральная Азия – Китай представляет собой один из крупнейших мегапроектов в сфере природного газа в стране стоимостью приблизительно 3 млрд долл. США с крупным финансированием со стороны Китая.Еще одним значительным проектом является
Проект электропередачи и торговли электроэнергией Центральная Азия – Южная Азия (CASA– 1000), финансируемый Всемирным банком, который поможет Таджикистану и Киргизии экспортировать летний избыток электроэнергии в соседние Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан.
Когда этот проект будет реализован, он, как ожидается, интегрирует электросети Центральной и Южной Азии. Таджикистан намерен извлечь значительную пользу от этого проекта благодаря увеличению экспорта электроэнергии, что будет дополнительно стимулировать развитие страны.
Более совершенные механизмы проверки инвестиционных проектов в соотнесении с задачами в области национального развития и окружающей среды помогут Таджикистану избирательнее привлекать иностранные инвестиции, если проекты полностью отвечают интересам страны. Ввиду большого числа крупномасштабных инфраструктурных проектов в Таджикистане и состояния государственных финансов его ситуация с долгом может ухудшиться, если ее не регулировать должным образом.
Благодаря более четкой и последовательной формулировке долгосрочных задач правительства в области развития и климата в стратегии развития на период до середины века Таджикистан будет лучше подготовлен к тому, чтобы взвешивать издержки и выгоды, связанные с крупномасштабными проектами развития инфраструктуры.
Правила комментирования
comments powered by Disqus