Что приводит к беспорядкам.
Один из последних пограничных конфликтов случился незадолго до Нового года — 18 декабря. В селе Кок-Таш Баткенского района граждане Кыргызстана и Таджикистана забросали друг друга камнями. Масла в огонь подлил выстрел, произведённый с таджикской стороны. Получил ранение военнослужащий внутренних войск МВД КР.
По любопытному совпадению в те самые дни — 17-18 декабря — в Баткенской области гостил заместитель посла США в Кыргызстане Брайан Стиммлер.
Программа его двухдневного визита была насыщенной. Американский дипломат встретился с представителями радио «Салам», весьма сейчас популярного в Баткенской области. В техническое оснащение этого СМИ в своё время немалые деньги вложила ПРООН. Получает, насколько известно, радио «Салам» гранты также от американской организации «Интерньюс» и фонда Сороса.
Таким образом, в лице радио «Салам» американцы получили инструмент влияния на общественное мнение в самом неспокойном регионе Кыргызстана. А заодно источник полезной информации — сотрудников радио заместитель посла США Стиммлер во время встречи в столовой баткенской гостиницы «Алтын-Бешик» расспрашивал об обстановке в регионе.
Другим источником информации стал участвовавший в той же встрече областной госчиновник — представитель Госкомрелигии. В беседе с ним американский дипломат очень интересовался ситуацией на кыргызско-таджикской границе (вокруг анклава Ворух, в частности). В том числе контрабандой.
Появился заместитель посла США Стиммлер и на границе с Ворухом — в селе Ак-Сай, где летом прошлого года вспыхнул очередной пограничный конфликт, сопровождавшийся стрельбой. Повод для посещения села был благовидным — здесь американский дипломат в качестве почётного гостя участвовал в открытии общественно-профилактического центра при поселковом отделении милиции.
Стал американский дипломат дорогим гостем и в Баткенском госуниверситете, где обсуждал проект по переводу на кыргызский язык американских книг, встречался со студентами и знакомился с работой «американского уголка» — ресурсного центра, какие действуют уже по всему Кыргызстану, представляя собой региональные клубы влияния США.
Были ли простым совпадением визит высокопоставленного американского дипломата в Баткенскую область и очередное обострение ситуации на кыргызско-таджикской границе? Возможно… Но подобных совпадений в последние годы наблюдается как-то слишком много.
Июнь-июль 2018-го.
Очередной всплеск агрессии на границе. На пограничном участке «Футбольное поле» в Лейлекском районе Баткенской области таджикские военнослужащие нападают на граждан Кыргызстана, провоцируют драку, стреляют в воздух. Трёх таджикских пограничников задерживают их кыргызские коллеги. Через месяц с лишним пограничники Таджикистана берут реванш — задерживают на транзитной дороге, проходящей через таджикский анклав Ворух, четырёх кыргызстанцев — двух военнослужащих и двух гражданских. Одного из кыргызских пограничников при этом избивают.
А вот дипломатическая хроника тех дней.
25 июня в Баткен из Оша на автомашине «Тойота Ленд Крузер» с дипномерами прибывает военный атташе посольства США в Кыргызстане подполковник Дональд Пэрри — профессиональный военный разведчик. Останавливается в местной гостинице.
26 июня он выезжает в направлении Лейлекского района по автодороге через таджикский Ворух. По пути, однако, пытается отклониться от маршрута. Кыргызский пограничный наряд, остановив внедорожник дипломата, показывает ему правильное направление в Лейлекский район. Но военный атташе, развернув машину, следует в другую сторону — к кыргызскому селу Карабак. Где изучает линию госграницы с Исфаринским районом Таджикистана, участки охраны кыргызской погранзаставы «Карабак» и КПП «Кызыл-Бель-автодорожный».
(Без малого через год, в мае 2019-го, в селе Карабак вспыхнет очередной пограничный конфликт.)
27 июня военный атташе Дональд Пэрри всё-таки доезжает до Лейлекского района. Здесь он отправляется изучать пограничный участок кыргызской погранзаставы «Кулунду». Пытается осмотреть местность «Футбольное поле», где до этого случился инцидент между таджикскими и кыргызскими пограничниками. Но на этот участок военнослужащие кыргызского погранпоста «Максат» американского разведчика не пропускают.
28 июня американский подполковник Пэрри возвращается в Ошскую область.
Октябрь 2018-го.
Военный атташе Дональд Пэрри — вновь в Баткене. Теперь уже в составе целого десанта сотрудников посольства США.
Здесь американские дипломаты открывают новые учебные классы английского языка для увольняемых на пенсию кыргызских военнослужащих по программе их «социальной адаптации».
Американских дипломатов во главе с военным разведчиком Пэрри, как и прежде, очень интересуют кыргызские границы и их охрана. С 23 по 25 октября они пытаются попасть в управление Госпогранслужбы КР по Баткенской области, воинские части Генерального штаба, Айдаркенский погранотряд. Хотят познакомиться с командованием частей. Но безуспешно.
Ноябрь 2018-го.
В Баткенской области высаживается очередной десант сотрудников посольства США во главе с дипломатом Дженнифер Букбиндер. Они встречаются с местными представителями НПО и консультируют их по программе получения малых грантов.
Февраль-март 2019-го.
В Баткен 28 февраля приезжает (не в первый уж раз) посол США Дональд Лу с супругой Ариель Ахарт в сопровождении двух работников посольства, в том числе вышеупомянутой Дженнифер Букбиндер. Он посещает Баткенский госуниверситет, где участвует в открытии «американского уголка».
1 марта Дональд Лу наведывается в баткенское медресе имени Муаз ибн Жабала, где встречается с учителями и учениками. В тот же день заглядывает в офис вышеупомянутого радио «Салам», как видно, особо опекаемого американскими дипломатами.
Через считанные дни, 13 марта, возле таджикского анклава Ворух вспыхнул очередной пограничный конфликт. Стычка между жителями двух стран переросла в беспорядки, сопровождавшиеся погромами и поджогами. Прогремели и выстрелы, были раненые и даже убитые.
Самый отдалённый от столицы и взрывоопасный регион Кыргызстана — Баткенскую область — американцы усиленно окучивают, пытаясь контролировать там всё: СМИ, сферу образования, религиозные организации, а особенно кыргызских военных. И складывается впечатление — чем больше окучивают, тем неспокойнее и напряжённее становится на кыргызско-таджикской границе.
Причины этого кроются во всей политике США в Средней Азии. У Вашингтона к нашему региону сейчас интерес особый. В том числе в связи с последними событиями на Ближнем Востоке.
По имеющимся данным, после убийства в Ираке иранского генерала Сулеймани и принятия иракским парламентом решения о выводе американских войск из страны представители США форсировали переговоры об открытии американских военных объектов в Средней Азии.
В начале января госсекретарь США Майкл Помпео планировал посетить Узбекистан и Казахстан. Одной из тем визитов должно было стать обсуждение транзита военных грузов для американской военной группировки в Афганистане и возможность развёртывания в регионе военной инфраструктуры США.
Вашингтон добивается создания постоянного тренировочного центра НАТО на территории Узбекистана, а также превращения одного из казахстанских грузовых терминалов на каспийском побережье в военный объект США. Однако на эти американские хотелки власти Казахстана и Узбекистана пока реагируют весьма сдержанно. Неслучайно свой визит в эти страны госсекретарь Помпео отложил.
Зато в Душанбе на днях побывала заместитель помощника госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Элис (Алиса) Уэллс. Приехала она, как уже сообщала наша газета, с пряником в виде 200 миллионов долларов, которые Вашингтон обещает Таджикистану на укрепление границ.
Сталкивать лбами страны региона Элис Уэллс, заметим, не впервой. Именно она в конце прошлого года добилась, чтобы в Казахстане была официально зарегистрирована скандально известная НПО «Ата Журт Ериктилери», координирующая антикитайскую пропаганду по всей Средней Азии.
В последние пять лет попытки США вернуть былое влияние на Кыргызстан особого успеха, несмотря на все телодвижения американских дипломатов, не приносят. И становится всё более очевидным: активно поднимая на новый уровень сотрудничество с Душанбе, Вашингтон пытается использовать Таджикистан как таран против Кыргызстана. Ведь любое обострение обстановки на таджикско-кыргызской границе — один из способов обострения общественно-политической ситуации внутри страны. Каждый пограничный конфликт — удар по кыргызским властям, которые население всё чаще обвиняет в беспомощности.
Правила комментирования
comments powered by Disqus