90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таджикский мулло. Кто он?

31.07.2013 08:07

Религия

Таджикский мулло. Кто он?

Влияние мулл в современном таджикском обществе заметно растет. Кто-то видит в этом угрозу, а кто-то - спасение.

Кто они - таджикские муллы? Как ими становятся? В чем заключаются их задачи? И какие силы могут их использовать?

Исследователи утверждают, что невозможно рассмотреть появление в таджикском обществе религиозных деятелей, которых в народе просто называют "мулло", в отдельности от истории появления самого ислама среди таджиков. Известно, что муллами считались люди образованные и не только в вопросах религии, и что они изначально были авторитетными среди мусульман.

- Муллы появились с момента возникновения и распространения ислама, - говорит исламовед Махрам Анварзод. – Вначале появились религиозные агитаторы, проповедники, которые стали приобретать авторитет. И их влияние в отличие от других было значительным в тогдашнем уже религиозном обществе.

Немного утратив свои позиции в годы советской власти, влияние религиозных деятелей на массовое сознание возросло после приобретения независимости Таджикистана и свободы вероисповедания. Институт мулл стал популяризироваться, к ним ходят для решения семейных вопросов, для излечения от недугов, с ними советуются по многим вопросам.

Но больше всего пользуются популярностью те богослужители, которые собирают вокруг себя массы, и которым эти массы готовы подчиняться. По крайней мере, по их советам люди меняют имена, не отмечают светские праздники, да и вообще - к ним прислушиваются практически во всем. Некоторые чиновники, наверняка, позавидовали бы их популярности.

Возможно, именно поэтому государство пытается их дискредитировать и даже перехватить их влияние, вступая между ними и массой. К таким попыткам эксперты относят инициативы властей, касающиеся назначений имам-хатибов мечетей и установления им зарплаты.

"Куф-суф" как прикрытие

Между тем, отношение к муллам в нашем обществе неоднозначное, и некоторые относятся к ним скептически и с недоверием. Часто их обвиняют в каких-то нечистых помыслах или даже в преступлениях. Об этом в своей речи отметил и глава страны на встрече с духовенством. В частности, он подчеркнул, что "сегодня стало нормой, что некоторые, как только достигают положения муллы, совершают действия, считающиеся правонарушением и преступлением, позорят имя и образ религиозного человека и мусульманина", и при этом перечислил некоторые из них.

- Недавно в Бохтарском районе Абдурахмонов Джаббор, по прозвищу Мулло Джаббор, ввел в заблуждение семь молодых людей, сказав, что он околдует сотрудников правоохранительных органов, и никто не будет знать о совершенных ими преступлениях. В результате нескольких преступных деяний, совершенных молодыми людьми, было украдено имущество граждан на сумму почти 2 млн. сомони, и исполнители преступления наградили муллу на сумму 200 тысяч сомони, - сказал президент. - Несколько лет назад житель Восейского района Собир Гиеев, по прозвищу Мулло Собир, женится на одной женщине и через некоторое время вступает в никох с ее 12-летней дочерью, которая была моложе его на 27 лет. А его никох совершил имам-хатиб пятничной мечети села Навобод этого района Худжамов Курбонназар. Или же житель Яванского района Пардаев Шерали, осужденный в первый раз за наркоторговлю и второй раз - за мошенничество, после освобождения из тюрьмы выдавал себя за исцелителя многих болезней, потом стал мулло и занимался гаданием и колдовством. Таким образом он выманивал большие денежные средства у людей, тогда как сам до сих пор страдает наркоманией. Житель города Истаравшан Султонов Дилшод, представлявшийся как домулло-лекарь, допускал непристойные действия в отношении больной женщины, которая была на 20 лет моложе его.

Современные муллы

Исламовед Махрам Анварзод говорит, что сегодня в том виде, в каком у нас понимается звание "мулла", он имеет мало общего с истинным пониманием и статусом муллы. По его словам, настоящий, истинный мулло - это "грамотный, просвещенный человек с глубокими религиозными знаниями", и задачи его гораздо шире, чем обычно представляются.

- Муллы не только имеют задачи религиозного учения, обучения, но должны решать общенациональные задачи. Они должны укреплять культурные и национальные ценности, служить во имя мира, стабильности и безопасности общества, - считает М.Анварзод. – То есть в их задачи входят не только чтение проповедей и распространение религиозных идей. Хотя здесь может возникнуть некое расхождение, то есть сложность в отношениях религиозных ценностей с культурными и национальными. В связи с этим уровень знаний тех, кто себя выдает за представителя религии, должен быть обширным и очень высоким.

По его оценкам, сегодняшний уровень религиозных знаний большинства мулл очень слабый, "они сами нуждаются в обучении".

- Если сравнить уровень знаний и грамотности наших мулл с представителями духовенства таких стран, как Турция, Малайзия, Индонезия, то разница большая. В этих странах муллы излагают свои авторитетные мысли на различные злободневные общенациональные темы, издают труды и т.д., чего нет у нас, - считает он.

С этим согласен и известный богослов, бывший глава Исламской академии ПИВТ Зубайдулло Розик. По его мнению, под словом "мулло" подразумевают "человека, придерживающегося примеру Пророка (с) по нравственности, знаниям и действиям. А нравственностью Пророка было осуществление Корана в действии". Как он считает, одна из основных причин, почему появляются "позорящие" религию муллы, это их "не следование своим знаниям".

- Муллы, которые применяют свои знания в действии – это преуспевшие. Если не следовать этим знаниям, ослабевает верование, - говорит он. – Другой момент: число мулл, получивших образование и воспитание в рамках специальной религиозной программы, у нас невелик. И в прошлое, советское время не было специального медресе, которое бы наряду с обучением также и давало воспитание. Почти все нынешние наши муллы получили знания у частных лиц – домулло, и программы, учебный процесс у каждого домулло отличается от другого, у каждого есть свои предпочтения, - отмечает он.

Мулло, как профессия

Религиовед Камар Нурулхаков говорит, что "качество современного института мулл низкое, но зато число мулл растет".

- Сегодня мулла - это профессия, что недопустимо в исламе. Мулла – это человек, обладающий в меру и светскими, и современными религиозными познаниями, также прекрасными нравственными качествами. Вдобавок к этому мы называли традиционно муллами тех, кто наряду с тем, что он религиозно образованный и мудрый, он также должен иметь какую-то определенную специальность, профессию. Скажем, он был башмачником, дехканином или кем-то еще. Сегодня, когда существует дефицит рабочих мест, сам статус "мулло" превратился в профессию, и многие очень хорошо живут в этой "должности" за счет народа... К сожалению, часто в муллы идут случайные люди, не имеющие нужных познаний в области религии, не видевшие правильного религиозного воспитания. В этом виноват и сам народ, который глубоко верует во все эти суеверия, слепо следует увещеваниям всяких гадалок и псевдо-мулл, - утверждает К.Нурулхаков.

Нельзя также забывать, что многие, имеющие достаточно глубокие знания и пользующиеся уважением в народе представители духовенства, такие, как Ходжи Акбар Тураджонзода, Ходжи Мирзо, Домулло Абдурахим и другие подвергаются притеснениям со стороны властей, и не могут вести свою деятельность среди масс. А, следовательно - именно это и является одной из причин, когда место образованных мулл занимают даже порой далекие от ислама личности.

Прикарманить?

Между тем, сможет ли государство взять под контроль эту сферу, если в будущем и другим духовным деятелям установят зарплату? Сможет ли государство при этом, сохранив право каждого из нас на свободу совести, взять под контроль духовенство, в том числе - проследить за их моральной стороной?

- Думаю, с назначением им зарплат мы в какой-то мере признаем их как госслужащих, что не соответствует принципу светского государства. По крайней мере, можно платить им из бюджета самих мечетей. Другой момент, думаю, выплата им зарплат не повлияет на их исправление, то есть на то, чтобы они не жили больше за счет народа, не занимались аморальными, незаконными делами. Уверен, что такие муллы, сколько бы они ни получали от государства, столько же будут получать и от народа, - считает К.Нурулханов.

По его мнению, еще существует надежда исправить эту ситуацию. Для этого эксперт предлагает следующее:

- Нужно осуществлять на практике законодательство и государственную политику в области религии. Отделы по делам религии на местах, по закону, не ограничивая их прав, должны взять деятельность религиозных объединений под наблюдение. Те печальные случаи, озвученные президентом на встрече с духовенством, возникают из-за халатности местных властей. Нужно также повысить уровень знаний самих сотрудников отделов по делам религии, - считает ученый.

По словам М.Анварзода, практика выплаты зарплат ответственным лицам религиозных объединений со стороны государства существует во многих странах. - Тут дело в том, что имам-хатиб, кроме рассмотрения религиозных и нравственных вопросов в обществе, также несет ответственность и за другие общекультурные, общесоциальные и общенациональные вопросы, которые он должен пропагандировать и защищать. И с этой точки зрения государство может финансировать их для пропаганды, проповеди этих ценностей, - говорит М. Анварзод. – С другой стороны, так они меньше будут подвержены влиянию со стороны. Хорошо известно о заключении в тюрьму многих сторонников религиозных запрещенных движений таких, как "Ансуруллах", "Салафия", "Исламское движение Туркестана", организаций, которые при поддержке неких хозяев и их наймитов стараются разрушить существующий баланс между мазхабами, народами и нациями. Не думаю, что основной причиной этого явления можно назвать финансовую и материальную стороны. Здесь, скорее всего, играет свою роль фактор знаний. То есть, такие случаи могут происходить в силу недостаточности знаний. Когда человек имеет хорошие светские или безупречные религиозные знания, он не пойдет в различные сомнительные движения…

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

31.07.2013 08:07

Религия

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Мамат Орозбаевич Орозбаев

Орозбаев Мамат Орозбаевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

Свыше 1,56 млн

этнических казахов проживают на территории Китая

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30