Актуальная проблема учебных пособий и будущих поколений.
На первый взгляд может показаться, что история — это не та наука, в которой может что-то меняться. Однако после принятия независимости кардинальные изменения претерпела не только учебная программа по истории, но и подход к ее преподаванию и экзаменации учащихся.
Если при советской модели образования упор в изучении истории делался непосредственно на партийную идеологию, то после реформы образования в 1997 году было восстановлено историческое прошлое, наследие национальных героев.
Но кто же все-таки прав: старшее поколение, с теплом вспоминающее годы своего студенчества, или инициаторы реформ, за воплощением которых едва поспевает сама образовательная система и все, кто в ней так или иначе задействованы?
До и после принятия независимости
Наряду с другими странами на постсоветском пространстве программа школьного курса истории в Узбекистане после принятия независимости была полностью пересмотрена. Единая история, строившаяся по большей части на восхвалении власти Советов, революции и жесткой критике царского режима, теперь разделилась на две ветви: всемирную историю и историю Узбекистана.
Авторы первых учебников по отечественной истории, изданных ещё в 1992 и в 1995 годах, отзывались о «колониальном прошлом» довольно сдержанно и объективно, рассматривая этот период не только как кровавое время народных бунтов, освободительных движений и угнетения коренного населения, но и время бурного развития промышленности (индустриализации) и модернизации нашей страны.
Однако на рубеже тысячелетий был издан скандальный учебник авторства Рахимова «История Узбекистана (вторая половина XIX —начало XX вв)», резко негативно освещающий политику Российской империи и СССР в отношении Туркестана. Он был раскритикован, вызвал широкий резонанс в обществе и вскоре, в 2003 году, изъят и переиздан в новой редакции.
Учебники истории в нашей стране и сейчас переиздаются раз в несколько лет, ведь история происходит буквально на наших глазах: появляются новые данные, уточняются старые. Неизменная черта новой образовательной программы — восстановление исторического прошлого национальных героев разных эпох: от Темуридов до Шарафа Рашидова, как научных и культурных деятелей, так и государственных. Следует отметить изменения и в курсе литературы, в который теперь входит обязательное изучение не только русских и зарубежных классиков, но и узбекских.
Что же касается всемирной истории, тут дела обстоят несколько иначе. Учебники по этому предмету, написанные нашими соотечественниками после принятия независимости, так же, как и учебники по истории Узбекистана, с каждым новым переизданием все сильнее сокращаются, не оставляя на своих страницах ничего, кроме сухих фактов и дат, которые едва ли могут заинтересовать ученика средней школы.
Преподаватели с теплом вспоминают свои школьные годы: каждой отдельной теме уделялось должное время и внимание. Сейчас же теме «Африка» отводится буквально несколько часов, а «Мифы Древней Греции» обобщены в одну подтему на полстраницы, тогда как прежде они могли остановиться и подробно изучить каждую страну упомянутого континента и каждый отдельно взятый миф. Да, возможно, кто-то сочтет это за пустую трату времени и ресурсов, ведь «в тестах таких заданий не встретишь», но в этом-то и кроется основная проблема подхода к преподаванию истории в наши дни.
Что несут перемены
Несмотря на то, что большинство преподавателей гуманитарных дисциплин придерживается мнения, что историю нужно сдавать в устной или письменной, но никак не в тестовой форме, практически сразу после принятия независимости, в 1992 году, в экспериментальном порядке был проведен прием в вузы на тестовой основе. А через два года организован единый и поныне существующий Государственный центр тестирования. С одной стороны, тестовая система действительно более стандартизирована, прозрачна и объективна. Но с другой — заучивая краткие правильные ответы на конкретные вопросы, учащиеся теряют способность не только знать о происходивших в прошлом событиях, но и уметь их анализировать, основываясь на разных источниках, а не на одном учебнике или странице Википедии.
Еще одним ударом для предмета истории в среднеобразовательных и средне-специальных учебных заведениях стала реформа образования в 2017/2018 учебном году. Во-первых, после введения обязательного одиннадцатилетнего образования школьная программа, включая учебники, была абсолютно не готова.
Что касается академических лицеев, в которых уже существовал свой углубленный курс истории по учебникам Лафасова «Всемирная история» и Усманова «История Узбекистана», они (лицеи) были приравнены к школам, и срок обучения сократился с трех до двух лет, из-за чего, соответственно, и учебная программа была сокращена и почти перестала отличаться от общеобразовательной школьной, не углубленной.
Вероятно, это было сделано для того, чтобы уравнять шансы выпускников школ и лицеев успешно пройти вступительные тестовые испытания, но в таком случае и смысл существования такой структуры, как академический лицей фактически теряется. Спустя полгода после реформ единые учебники для десятых и одиннадцатых классов все-таки были написаны и изданы, но, листая их, трудно не заметить, что пестрящие опечатками и ошибками, они писались и переводились впопыхах, на скорую руку.
Кроме того, с 2020 года было решено ввести предмет история Узбекистана наряду с родным языком и математикой в перечень обязательных при поступлении в государственные вузы. Мнения общественности по поводу этого нововведения разнятся: да, безусловно, каждый гражданин обязан знать историю своей страны, и все-таки для многих абитуриентов, в особенности поступающих на технические факультеты, всю свою школьную жизнь пренебрежительно относившихся к гуманитарным предметам, это стало тревожным звонком и потрясением.
Будущее развития исторической науки в Узбекистане
Так или иначе знание истории своей страны и истории в целом играет важную роль в формировании мировоззрения любого человека. Причем не столько знание имен, дат и событий, сколько умение формировать на их основе собственное мнение и делать какие-то выводы и умозаключения.
К сожалению, на данный момент большинство учащихся и абитуриентов учит ее «из-под палки», ради сдачи экзамена и/или поступления на филологический или юридический факультеты (где они, к тому же, вынуждены вновь проходить ее с самого начала), и лишь единицы стремятся поступить на истфак и заниматься преподаванием или научной работой в этой сфере.И только коренные изменения в подходе к изучению и экзаменации этого предмета смогут восстановить его авторитет и увеличить число квалифицированных учителей истории и научных кадров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus