90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

История салафизма в Таджикистане: от вербовщиков до экстремистов

03.03.2020 15:30

Религия

История салафизма в Таджикистане: от вербовщиков до экстремистов

В Таджикистане деятельность салафитов запрещена с 2009 г. Верховным судом РТ, признавшим деятельность фундаменталистского религиозного течения «Салафия» незаконной. «Салафия», как признано, представляет угрозу для государственной безопасности страны, её конституционного строя, а также способствует разжиганию межконфессиональной и межрелигиозной розни. Кроме того, в стране введён запрет на ввоз и распространение религиозной литературы и других материалов, пропагандирующих идеи салафитов. 

Как строится продвижение деятельности салафитов в любой стране, и как это исторически происходило в Таджикистане, разберем по этапам:

  1. Вхождение в страну

Признаки этапа: появление вербовщиков (не ведут споров, держатся подчёркнуто вежливо, не привлекают к себе внимания, главное – отсутствие развёрнутой пропагандистской кампании). На этом этапе решается задача предоставления финансовой помощи, в основном мусульманским организациям.

Активно поддерживаются молодые лидеры, часто не религиозные, особенно на уровне районов и джамоатов (структур местного управления). Через различные благотворительные и образовательные фонды перспективные молодые люди отправляются на учёбу в исламские центры стран Персидского залива, оказывается финансовое и иное содействие в отправке потенциальных лидеров – будущих «амиров» в хадж.

В ходе поездки проводится идеологическая обработка, которая строится на лести относительно потенциальных способностей амира, и искушение его властью над сподвижниками. Властью наделяет, естественно, только организация «Салафия», а подкрепляется она выделяемыми финансовыми средствами.

Первый этап завершается укоренением в стране группы людей, которая сначала ничем не привлекает внимание общественности. Непременным требованием салафитов является демонстрация исключительной набожности и, как это должны воспринимать другие верующие, особой духовной чистоты её членов. По всем признакам, первый с ву  этап салафитского внедрения в Таджикистан завершился примерно к концу 90-х гг. 

  1. Проникновение

Признак этапа: формирование устойчивой группы сторонников вокруг неформального лидера, часто лидера молодёжной группы. Задачей является прежде всего финансовая поддержка неформальных групп. Обычно выплачиваются стипендии, различного рода гранты, компенсационные выплаты на лечение и решение социальных проблем местного сообщества. Подобные субсидии для семей в джамоатах доходят до $500 в месяц. Весьма важная задача – достижение доминирования неформальной группы в джамоате, и выдвижение членов этой неформальной группы на посты в государственном аппарате, а также на уровне местных органов власти и в традиционных религиозных структурах.

Второй этап в Таджикистане завершился примерно с окончанием второй баткенской войны в Кыргызстане (2000 г.). Возросла популярность салафитских идей среди молодёжи Таджикистана. Эксперты стали фиксировать лёгкость проникновения идей, литературы и проповедников практически во все уголки страны. Увеличился поток студентов, отправляемых на учёбу в центры салафитов в странах Персидского залива. Главное – возникло доминирование салафитских идей в отдельных населённых пунктах Таджикистана, особенно, в Ферганской долине: Табошар, Исфара, Ворух и др.

  1. Организационное развитие

Признаком начала третьего этапа является формирование джамаатов [2] (от арабского «джамаа» — общество, коллектив, община). Это объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п. Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Объединение может создаваться как по территориальному принципу, так и основываясь на особенностях толкования религиозных догм представителями различных направлений ислама. Руководит джамаатом имам (знаток обрядовой стороны ислама). Имам может иметь одного или нескольких помощников, в зависимости от количества верующих в общине. При отсутствии мечети члены джамаата могут собираться для отправления мусульманских обрядов в любом чистом, неокрашенном помещении.

На этом этапе решаются задачи отправки членов джамаатов, особенно молодых людей, в центры салафитов. По рекомендации амиров кандидаты отбираются и направляются целевым образом для прохождения учёбы. Джамааты проводят различные конкурсы, получают и распределяют гранты, поощрения для неимущих и т.п. На этом же этапе начинается проведение различных курсов обучения в иностранных лагерях салафитов. Под руководством опытных инструкторов «курсанты» проходят здесь не только теологическую, но и специальную подготовку: минно-взрывное дело, ведение партизанских войн, обучение ведению боя в городах и населённых пунктах. Отдельно проводится подготовка террористов-смертников.

Третий этап развёртывания движения салафитов в Таджикистане начался вместе с вторжением войск западной коалиции в Афганистан. В 90-е гг. годы движение, фактически без существенных помех, активно развивалось, набирало силу, поддерживая своих единоверцев в Афганистане. Относительно массовости движения есть разные оценки. По неофициальным источникам, на сегодняшний день в Таджикистане насчитывается от 30 до 50 тыс. членов движения. В действительности цифра на порядок меньше, что утверждается экспертами, занимающимися вопросом. Однако даже эта цифра вызывает сомнения.

Например, в Кыргызстане, при 5 тыс. религиозных активистов различных движений, только 120 человек идентифицированы как салафиты. Данные по Таджикистану: проявления религиозного экстремизма во время конфликтов вокруг Воруха (2013-2014 и 2019-2020 гг.), позволяют утверждать, что в Таджикистане в данный момент имеется 3 салафитских джамаата в Согдийской области, и 3 джамаата в остальных регионах страны. Поскольку на этапе готовности к экстремистским действиям возникает амир и до 15 человек, готовых выполнять приказы, то общая численность салафитов в Таджикистане колеблется вокруг цифры в 100-120 человек (если учесть салафитов Душанбе, не перешедших к экстремистским действиям).

Последователи движения, заподозренные в связях с террористами, преследуются правоохранительными органами страны, за доказанную причастность к салафитскому движению судебные инстанции РТ выносят обвинительные приговоры. Экстренные меры правительства Таджикистана, вплоть до возвращения своих граждан, находившихся на обучении в мусульманских странах, дали некоторый результат. Молодёжь удалось вернуть обратно в страну, однако, учитывая размах и профессионализм «машины» салафитов, опирающейся на поддержку, финансовые средства и опыт спецслужб ряда государств Залива, проблему расширения и укрепления позиций салафитов в Таджикистане удалось только локализовать и перевести в латентное состояние.  

  1. Легализация 

После 2003 г. духовные лидеры салафитов – амиры, переходят к открытой проповеди вне пределов своей общины. В Таджикистане салафиты применили успешную тактику: на первых порах, чтобы завоевать симпатии власть держащих, они всячески поддерживали все начинания государственных чиновников. В 2001 г. лидер салафитов шейх Мухамади Рахматулло даже объявлял президента Таджикистана Эмомали Рахмона наместником Бога на земле. Мухамади Рахматулло была предоставлена возможность читать проповеди с телеэкрана [1]. В своих выступлениях он неоднократно подчеркивал, что «Салафия» ведёт активную миссионерскую работу не только в Таджикистане, но и не забывает своих собратьев – трудовых мигрантов в регионах России.

За короткий срок, по словам Мухамади Рахматулло, благодаря проповедям и благим делам салафитов, у них появились сторонники и в Маджлиси Оли (парламенте), и в правительстве Таджикистана. На базарах появились места продаж книг, брошюр, кассет, CD, DVD и других носителей информации салафитского характера. Кроме того, через мощные колонки, установленные в местах продаж, осуществлялось постоянное, активное, информационное воздействие в виде трансляции проповедей лидеров салафитов, бесед религиозного характера, различного рода призывов и т.п.

 Одним из первых, кто стал бить тревогу по поводу сложившейся ситуации, был бывший кази мусульман страны, на тот момент член верхней палаты парламента Таджикистана, один из влиятельных духовных лидеров Ходжи Акбар Тураджонзода. Он уже тогда утверждал, что опасность салафитов заключается в том, что шиитов, в том числе исмаилитов, они не считают мусульманами. А для таджикистанцев, приверженцев ханафитского мазхаба, это очень опасно, учитывая тот факт, что часть граждан Таджикистана (преимущественно жители Горно-Бадахшанской автономной области) исповедует исмаилизм.

Пытаясь нейтрализовать влияние салафитов на верующих, и прежде всего молодёжь, руководство республики стало принимать меры экстренного характера. Так, вслед за запретом деятельности салафитов в Таджикистане, президент в 2009 г. объявил год 1310-летия со дня рождения имама Азама. Это важно, т.к. имам Азам является основоположником одного из крупнейших мазхабов в исламе – ханафия, которого придерживаются более 95% мусульман Таджикистана.

С 2009 г. начинается активное обсуждение религиозных тем, этому посвящены многие конференции и другие мероприятия в Таджикистане. Цель – дать больше знаний о том направлении ислама, которое исповедуют большинство верующих в стране. С 2009 г. официальные власти Таджикистана стали активно применять меры репрессивного характера. Спецслужбами был арестован один из видных руководителей религиозного движения «Салафия» в Таджикистане Мулло Сироджиддин и около 40 его последователей. Также были арестованы лидеры салафитов в Согдийской и Хатлонской области, взяты на особый контроль лица, подозреваемые в связях с салафитами.

Если бы руководство Таджикистана не предприняло усилия по прекращению открытой деятельности салафитов, то дальше могла бы последовать эскалация действий экстремистов. Следующие этапы деятельности открываются уже прямым обращением к экстремизму. 

  1. Экстремистские действия

Признак этапа: на основе традиционных структур формируется оппозиционное «подполье», а также структуры, способные поддержать мятежников и сепаратистов. На данном этапе решаются задачи формирования боеспособной, воинской части джамаатов, находящихся под контролем амиров. Происходит расширение джамаатов и увеличение количества людей, проходящих курс обучения за границей, открытие новых подпольных лагерей.

По сведениям таджикских экспертов, наибольший успех салафитам сопутствовал в Согдийской области, особенно в Исфаринском районе. Более того, в Таджикистане именно этим объясняется радикализация конфликтов по земле и воде вокруг Воруха, принявших этническую форму проявления в виде регулярности повторения конфликтов с кыргызами.  

  1. Управляемый кризис

Признак этапа: ослабление традиционных структур в обществе, и – наоборот, усиление джамаатов. На этом этапе салафиты решают задачи перехода реальной власти к т.н. «шуре амиров», т.е. к совету всех основных джамаатов региона. Также сохраняются традиционные структуры для легитимизации шуры амиров в глазах населения и внешнего мира. 

  1. Силовой захват власти

Признак этапа: разгром либо деморализация правительственных войск, с однозначной их ликвидацией вместе со всеми традиционными структурами, в том числе правоохранительными. Задачи: а) уничтожение структур, которые ранее являлись оплотом сепаратизма, и естественно это будет приписываться официальным властям; б) при возможном сбое и невозможности быстрой победы над правительственными войсками, будет устроена затяжная партизанская война с тем же результатом. 

  1. Мобилизация. 

Концентрация сил для распространения влияния салафитов на соседние территории. 

Такова стройная концепция взятия власти салафитами, в корне отрицающими любую власть не от Бога, отрицающими национального государство (в отличие от вахаббитов, признающих государственные права саудитов). В своём развёртывании в Таджикистане салафиты превратились исключительно в группу радикальных последователей движения, которые остановились пока на переходе к четвёртому этапу. Государство и официальные религиозные структуры осознали опасность дальнейшего заигрывания с т.н. «религиозными свободами».

Всем стало понятно, если произойдёт эскалация в стране экстремистских действий, по разным основаниям и причинам: этнический конфликт, хозяйственный конфликт с окраской в тона межнациональной розни, административный и т.п., то салафиты могут использовать ситуацию для перехода к управляемому кризису. Однако этого не хочет допустить ни одна из политических сил и групп Таджикистана.   

[1] Кстати, в одной из них он сообщил, что деятельность «Салафии» осуществляется с разрешения президента Рахмона, что не было опровергнуто пресс-службой президента Таджикистана.

[2] Не путать с джамоатами – структурами местного самоуправления

 

 

 



 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Эмомали Рахмоном

03.03.2020 15:30

Религия

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Исхак Айтбаевич Пирматов

Пирматов Исхак Айтбаевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

1,1%

населения Кыргызстана владеют английским языком

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31