Таджикистан и Кыргызстан готовятся к обмену 23 гектарами земли на спорных участках границы – об этом члены межправительственной комиссии по демаркации и делимитации государственной границы Кыргызстана и Таджикистана заявили в ходе февральского заседания в Баткене (Республика Кыргызстан).
Очевидно, что достигнутый договор является итогом колоссальной работы, которую вели представители межгосударственной комиссии в течение последних десяти лет. Дорога к этому компромиссному варианту была неровной: за 29 лет независимости из 976-километровой общей границы до 1 марта 2020 года официально делимитировано лишь 504 км.
Об истории конфликта
До конца 80-х годов никто из жителей приграничных сел Таджикистана не задумывался о каких-либо трудностях при переходе госграниц. Ведь граница была символичной. Однако, в 1989 году был зафиксирован первый конфликт между гражданами двух соседних республик. Инциденты участились после распада Советского Союза, когда члены одного государства в одночасье стали друг другу чужими.
Новые правительства начали раздел границы. Появились в ходу и новые слова: «анклав», «эксклав», «спорные территории». Особое место в спорах занимал вопрос нахождения села Ворух Исфаринского района в окружении кыргызских сёл.
В разборе конфликта Таджикистан, опираясь на карты 1924, 1929, 1950-х годов, в ходе двухсторонних межправительственных переговоров настаивал на том, что испокон веков эта земля (Ворух) принадлежала таджикам. Руководители республики в начале 50-х годов дали возможность нескольким кыргызским семьям переселится и вести своё хозяйство на той территории, где потом появилось село Аксай. Как вступление Таджикистана в ЕАЭС поможет разрешить конфликт на кыргызско-таджикской границе?
Со временем население из числа этнических кыргызов выросло, в результате чего получилось село, где компактно стали проживать кыргызы. В итоге, между двумя таджикскими селами: Ходжаи Аъло и Ворух появилось кыргызское село Аксай. Так Ворух стал изолирован от дорожных артерий Таджикистана, а Аксай от других кыргызских сел.
Кыргызстан же при решении вопроса границы, ссылаясь на карты конца 50-х годов, претендовал на местности, сегодня принадлежащие Таджикистану, как на свои территории. Нужно понимать, что карты, которые предъявляли друг другу стороны долгие годы, в свое время не были официально утверждены Верховным Советом СССР.
Вода, как источник конфликта и компромисса
Вода реки Исфаринка, которую пьют и орошают ей свои земли, жители Баткенской области Кыргызстана и Согдийской области Таджикистана берет свое начало из ледника Каравшин (в Кыргызстане называется Ак-суу) Туркестанского хребта. Каждая из сторон нуждается в воде. Однако, водные ресурсы между этими странами распределяются в рамках протокола, подписанного 38 лет тому назад, в 1982 году, тогдашним министром мелиорации СССР. Этот документ устанавливает нормы и лимиты распределения воды из трансграничной Исфаринки между Таджикистаном и Кыргызстаном, а также Узбекистаном. Согласно данному документу, кыргызской стороной из реки ежегодно осуществляется выброс воды в Тортгульское водохранилище объёмом 91 млн/ кубометров.
Соответственно, таджиской стороной предусматривается выброс воды в объеме 9 млн/ кубометров. В Канибадамском районе Таджикистана на гидроузле «Рават» водные ресурсы реки Исфара делятся между Таджикистаном и Узбекистаном. По левобережным каналам «Кыргыз», «Кучкак», «Канибадам», «Рават- 1» и «Рават-2» Канибадамского райводхоза вода подаётся на орошаемые земли Канибадамского района, а по правобережным каналам «Новый» и «Рапкан» – в Бешарыкский район Узбекистана. Граница. Размышления местного жителя о сохранении мира
Земля – источник хлеба
В приграничных районах Таджикистана и Кыргызстана абсолютное большинство населения занято земледелием и животноводством. В регионе нет ни одного крупного завода или фабрики, где могли бы работать местные, потому источник дохода и жизни – земля. Воды, как всегда, не хватает обеим сторонам во время начала посевных работ, а также вегетации растений. До сих пор на местах нет совершенной системы управления водными ресурсами в целях ирригации. В результате наблюдается деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, утрата биологического разнообразия… Вместе с тем, с обеих сторон наблюдается рост населения, осваиваются новые земли.
Если в 1982 году в Баткенском районе Кыргызстана проживало 30 тысяч человек, то сегодня население выросло в 4 раза и составляет 120 тысяч человек. За последние 35 лет освоено 8 тысяч гектаров земли.
Такая же картина наблюдается в Таджикистане. Если население района Исфары к 1 января 2015 года составляло 204 500 человек, то к началу 2019 года цифра достигла более 262 тысяч человек. Ежегодный рост население в этом районе составляет около 10 тысяч человек.
Отсутствие пастбищ – очаг напряженности
В советское время граждане Таджикистана пасли домашний скот на пастбищах сегодняшнего Кыргызстана. Последние шесть лет, когда усилилась охрана госграниц, кыргызские пограничники препятствуют подобной практике. Это обусловлено тем, что все пастбища находятся в частной собственности. Хозяева либо не хотят предоставлять пастбищные участки в аренду, либо требуют большие деньги, что не выгодно уже таджикистанцам.
Дороги, ведущие не к единой цели
Одним из источников эскалацией напряженности являются дороги. Когда кому-то что-то не по душе, дороги сразу закрываются.
Еще 27 августа 2014 года в Бишкеке был подписан межгосударственный протокол, согласно которому стороны должны были одновременно построить две дороги, соединяющие Ворух с Исфарой и Аксай с другими сёлами Кыргызстана. Тогда кыргызская сторона обязалась построить автодорогу «Исфара — Ворух», 25% финансирования которой взял на себя Таджикистан. Таджикская сторона выполнила свои обязательства по договору, в Кыргызстане же строительство откладывалось. Кыргызстан, в свою очередь, ускорял строительство автодороги «Кокташ – Аксай – Тамдык – Кишемиш», построил дорогу в село Аксай в обход таджикского села Ходжа Аъло. Данный шаг кыргызских властей логично вызвал возмущение у жителей села Ворух.
Третьи силы играют роль?
Каждый раз после вспышки конфликта в приграничье в экспертных кругах начинают говорить о вероятном влиянии на проблему третьих акторов. Согдийская и Баткентская области находятся в чувствительной зоне региона – Ферганской долине, в которой плотно проживают более 11 млн. человек. Тут живут жители трех областей Узбекистана: Андижан, Фергана, Наманган, трех областей Кыргызстана: Ош, Джалалабад, Баткен, и Согдийской области Таджикистана. Всех жителей долины связывает родственные отношения. В случае конфликта в одной из областей региона, несомненно, будут втянуты отставшие области долины.
Именно в этой долине, в начале 90-х годов прошлого века и вербовали молодых людей такие экстремистские группировки, как «Исламское /Туркестанское движение Узбекистана», «Хизбуттахрир». В настоящее время в Кыргызстане свободно действуют, некоторые экстремистские- террористические организации: «Салафия», «Джамаат таблиг», «Нурчилар», их деятельность под запретом в других странах Центральной Азии.
Кроме того, с освобождением Сирии и Ирака от ИГИЛ-овцев (ИГИЛ – запрещенная в РФ организация), для понятных кругов вопрос создания новой горячей точки становиться актуальным, и Ферганская долина чрезвычайно уязвима в этом плане.
За конфликтом стран – гибель людей
В результате часто надуманных спровоцированных провокаций за последних 6 лет с двух сторон погибли десятки людей, сотни человек получили ранения разной тяжести. Люди по обе стороны границы ждут перемен.
Правила комментирования
comments powered by Disqus