Гарантия защиты?
В среду В. Путин обсудил с генсеком ОДКБ С. Засем вопросы борьбы с терроризмом и наркоугрозой. Как известно, в этом году председательство в ОДКБ перешло к России, поэтому она, вероятно, будет активно заниматься проблемами безопасности ЦА. Тем более что предстоит полный вывод войск США и НАТО из Афганистана. Во вторник Н. Назарбаев провел в Москве ряд встреч, посвященных развитию евразийской интеграции, 25-летнему юбилею выдвижения им этой идеи. В. Путин во время встречи поблагодарил Назарбаева «за усилия по развитию…Евразийского Экономического Союза».
В этой связи мы решили рассмотреть роль ЕАЭС и ОДКБ в системе безопасности постсоветской Центральной Азии. Для государств нашего региона обеспечение безопасности выступает одним из приоритетных вопросов, если не самым ключевым, учитывая тот факт, что почти все центральноазиатские лидеры безопасность своих стран отождествляют с устойчивостью своей власти. По крайней мере, сейчас казахстанская правящая элита, видимо, исходит из того, что евразийская интеграция является главной основой стабильности в ходе трансформации верховной власти Казахстана.
К тому же топовые российские чиновники неоднократно заявляли, что Россия продолжит дальнейшее укрепление взаимодействия в рамках интеграционных структур - ЕАЭС и ОДКБ. Собственно, сравнительно недавно сам Д. Медведев заявил: «Любая интеграция, напомню простую юридическую истину, это частичное уменьшение суверенитета. Мы тоже свой суверенитет частично уменьшили, когда объединились в Евразийский союз. Отдали часть своих полномочий на наднациональный уровень».
Прошедший в конце ноября 2019 года саммит ОДКБ показал, что Москва намерена развивать политическую интеграцию большей части постсоветского пространства. Не случайно не узбекские первые лица, а спикер верхней палаты РФ В. Матвиенко в прошлом году заявила о том, что Узбекистан прорабатывает вопрос вступления в ЕАЭС. В России есть «сценарии» в верхах, чтобы сделать ОДКБ исключительно военным щитом ЕАЭС. А сам ЕАЭС, по их задумке, должен стать экономическим союзом с сильной политической компонентой. Как отмечает С. Гуриев, ЕАЭС «для России…больше политический проект, нежели экономический, но в целом для Казахстана доступ на российский рынок - это плюс и дополнение к инвестиционной привлекательности».
Однако внутри союза назревают крупные трения. Например, казахстанский экспорт внутри ЕАЭС снижается в большинстве своем из-за административных преград со стороны России. Вдобавок ко всему российский экономический кризис, антироссийские санкции негативно сказываются и на экономиках всех государств-членов ЕАЭС. Впрочем, Путин в ходе саммита ЕАЭС в декабре прошлого года высказался о необходимости устранения административных барьеров, различного рода ограничений, изъятий в деятельности единого евразийского экономического пространства.
В настоящее время Евразийский экономический союз имеет зону свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром и Сербией. В скором времени такой же режим торговли будет установлен с Ираном и, возможно, с Индией, Таиландом, Египтом, Израилем и Монголией. С Китаем подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Сейчас идут переговоры об углублении экономических отношений ЕАЭС с 13 странами и более чем 20 международными организациями.
Такое расширение экономического сотрудничества ЕАЭС с другими странами очень выгодно для всех его участников, так как позволяет на льготных условиях выходить на огромные по объему и возможностям рынки. Тем самым будет укрепляться и общая безопасность стран-членов ЕАЭС, поскольку его партнеры будут заинтересованы в стабильности ситуации в наших странах. Возможно, учитывая все эти дивиденды, на днях Узбекистан принял решение стать государством-наблюдателем в ЕАЭС. Ко всему прочему, Ташкент вроде рассматривает вопросы вступления Узбекистана в ОДКБ.
В ноябре прошлого года на саммите ОДКБ в Бишкеке Путин заявил о необходимости участия ОДКБ в миротворческих операциях, что означает участие их воинских контингентов в рамках этой организации вне пределов национальных территорий, чего до этого не было. Это может стать некоей геополитической альтернативой деятельности НАТО, миротворческих сил ООН. Иначе говоря, ОДКБ стала трансформироваться из региональной в геополитическую организацию с претензиями решать глобальные угрозы безопасности.
В связи с этим показательно, что Путин в ходе форума призвал страны ОДКБ к проведению совместных антитеррористических операций вроде тех, что проводились в Сирии. Путин указал, что Россия может поделиться своим опытом участия в этой операции и следует «активизировать деятельность Центра кризисного реагирования ОДКБ».
Таким образом, ОДКБ начинает переходить на другой уровень, когда Москва уже будет требовать от членов этой организации помощи в своих геополитических операциях. И похоже, что лидеры стран региона согласны с такой трансформацией статуса ОДКБ. Ведь в сферу ОДКБ в первую очередь относится «полная гарантия защиты внешних границ стран-участниц и защита региона от террористических угроз». Примечательно, что В. Путин на бишкекском саммите заявил: «Россия намерена тесно взаимодействовать с государствами ОДКБ в целях расширения оперативных возможностей организации, улучшения боевой подготовки, слаженности и мобильности коллективных сил ОДКБ».
В то же время члены ОДКБ имеют право на импорт российского оружия по очень льготным ценам. Среди всего прочего, есть стратегическое двустороннее сотрудничество России по вопросам безопасности с 3-мя государствами ЦА (Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном). Тем самым ОДКБ выступает оборонным союзом, представляющим российский военно-политический протекторат над его членами. По-иному - это легитимизация присутствия российских военных сил на территориях стран-членов, с чем согласны большинство представителей военной элиты центрально-азиатских членов ОДКБ.
В этом плане ОДКБ позволяет легитимизировать военно-техническое присутствие России в странах-членах, осуществлять также туда поставки оружия и получать необходимые сырье и комплектующие для своего военно-промышленного комплекса. В рамках ОДКБ наш регион для России, по всей видимости, также является резервным источником храбрых солдатов на случай крупных военных конфликтов.
Следует отметить, что большинство силовиков региона раньше учились или в России, или по российским учебникам, программам. И как результат - среди них доминируют антиамериканские, антизападные, антикитайские настроения. Поэтому они поддаются пропаганде Москве по превентивному сдерживанию США, ЕС, КНР в регионе и рассматривают российские вооруженные силы как наиболее лучших союзников по обеспечению региональной безопасности.
Центральная Азия является зоной привилегированных интересов Москвы. Но Китай в скором времени может стать серьезным конкурентом России в регионе. В частности, уже сейчас Кремль серьезно беспокоится насчет того, как Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан плавно уходят в зону экономического влияния Пекина. Отчасти поэтому страны ЦА развивают многостороннее сотрудничество с Москвой, как главным гарантом своей безопасности на случай конфликта с Китаем…
Правила комментирования
comments powered by Disqus